Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова в ходе неформальной встречи членов СБ ООН «по формуле Арриа» на тему «Переход от длительного конфликта и уязвимости к миру через устойчивое развитие»

Г-н Председатель,

Благодарим Бразилию и Кению за инициативу проведения сегодняшнего заседания, посвященного перспективам урегулирования и предотвращения конфликтов с помощью обеспечения развития. 

Разделяем мнение, что обеспечение устойчивого развития невозможно без мира и безопасности, а без устойчивого развития мир и безопасность окажутся под угрозой. Действительно, деятельность программ, фондов и спецучреждений ООН может способствовать формированию предпосылок для закрепления мира, если соблюдаются основные принципы оперативной деятельности: универсальность, добровольный и безвозмездный характер, нейтральность и многосторонность. При этом оказываемое международное содействие в области миростроительства необходимо сфокусировать на работе с первопричинами конфликта, чтобы не допустить возобновления кризисных ситуаций. Такая поддержка должна осуществляться при строгом соблюдении принципа уважения суверенитета принимающей стороны и содействия приоритетам и насущным потребностям ее общества, определяемым правительством. Недопустимо, когда доноры исходят из собственных предпочтений, обуславливают выделение помощи выполнением политических требований. Такой подход не только не способствует приближению мира, но и может обратить вспять уже наработанный позитив. 

При этом, как верно подмечается в концептуальной записке, сокращение инвестиций в развитие представляет серьезную угрозу. Если в 2015 году, по данным ЮНКТАД, объем требуемых дополнительных средств для достижения ЦУР оценивался на уровне 2,5 трлн долларов в год, то к 2021 году в докладе ОЭСР приведена цифра на 70% больше – 4,2 трлн долл. США. К сожалению, есть все основания полагать, что этот разрыв будет расти и дальше - прямые иностранные инвестиции в беднейшие страны имеют тенденцию к снижению, политически мотивированные рестрикции западных стран ведут к росту стоимости энергии и продовольствия и кризису стоимости жизни, а иностранная помощь развитию, как мы видим на примере крупных доноров, все чаще перебрасывается на обслуживание конфликтов или нужды беженцев. 

Политизация помощи и неисполнение донорами своих обязательств приводит к тому, что все чаще в этом Совете приходится говорить об упущенных возможностях содействия миру со стороны развития. Приведем некоторые примеры. 

Не раз подчеркивали, что из-за односторонних ограничений, наложенных западными странами на Дамаск, оказалось невозможным раннее восстановление критической гражданской инфраструктуры в Сирии, затруднено ее возвращение в арабскую «семью» и привлечение международного финансирования. Также вынуждены вспомнить и про роль Секретариата ООН. Мы уже несколько лет добиваемся от А.Гутерреша отзыва абсолютно аморальной методички «Параметры и принципы оказания гумсодействия Сирии». Этот внутрисекретариатский документ – вопиющее нарушение руководством ООН своих должностных полномочий, не говоря уже о том, что оно фактически служит прикрытием для политизированных подходов западных доноров в этом страновом контексте. 

Афганистан являет собой другой трагический пример. Очевидно, что сокращение уязвимости этой страны требует обеспечения внешней благоприятной экономической среды и эффективных партнерств. Однако средства страны по-прежнему заморожены, и большинство доноров наотрез отказываются переходить от гумпомощи к финансированию проектов в области развития.  

Видим мы и тревожные тенденции в Африке. Когда помощь, обещанная на финансирование механизмов выполнения мирных соглашений, причем одобренных Советом Безопасности, прекращается и обуславливается политическими требованиями, не говоря уже о широко распространенном шантаже содействием развитию.

Уважаемые коллеги,

Комиссия по миростроительству (КМС) играет важную роль, являясь одновременно межправительственным консультативным органом по вопросам миростроительства, а также платформой, где ее члены могут ознакомиться с мнением широкого круга приглашенных участников по вопросам на ее повестке дня. Комиссия является во многом тем звеном, которое обеспечивает связуемость работы в области миростроительства и системы развития. Одна из ее задач – содействовать обеспечению предсказуемого финансирования начальной деятельности по восстановлению и добиваться того, чтобы международное сообщество продолжало уделять внимание постконфликтным странам. В резолюции СБ 1645 указано, что рекомендации Комиссии, направленные на обеспечение такого внимания в тот период, когда страны завершают переходное восстановление и приступают к развитию, будут иметь особое значение для ЭКОСОС, учитывая его роль как одного из главных органов для координации, обзора и обсуждения политики и выработки рекомендаций по вопросам экономического и социального развития. 

Сожалеем, однако, что данное «развитийное» направление не получает должного внимания, а значит и средств, особенно с учетом перекосов в сторону политических, правочеловеческих и гендерных вопросов, тематики госуправления и других периферийных проблем. Не можем не отметить здесь хотя и не имеющие прямого отношения к развитию, но недофинансированные направления разоружения, демобилизации и реинтеграции и реформы сектора безопасности. 

Уважаемые коллеги,

Уверены также, что необходимо слушать и слышать пожелания стран, преодолевающих конфликт, без навязывания им каких-либо приоритетов извне. Как в Комиссии по миростроительству, так и в органах, занимающихся развитием. Например, просим обратить внимание на такой ключевой инструмент координации помощи по линии ООН на страновом уровне, как Рамочные программы по сотрудничеству в области устойчивого развития (UNSDCF). Разрабатываемые совместно с национальными правительствами они направляют деятельность организаций системы развития ООН в каждой конкретной стране на достижение общих согласованных целей, а также позволяют мобилизовать в их поддержку широкий круг партнеров за пределами ООН. 

Обеспечение надежного и в достаточных объемах финансирования развития безусловно находится в центре текущей повестки всей Организации Объединенных Наций. Учитывая инвестиционные риски в постконфликтных странах, целесообразно в первую очередь опираться на многосторонние механизмы льготной помощи и долгового финансирования (отсрочки по кредитам, выдача новых кредитов по ускоренной льготной схеме), исключить политически мотивированные решения, привлекать государственное и смешанное финансирование, шире задействовать потенциал региональных интеграционных механизмов, включая региональные банки развития. 

Благодарю Вас.