Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по политической и гуманитарной ситуации в Сирии
Уважаемые коллеги,
Благодарим Спецпосланника по Сирии господина Гейра Педерсена и директора УКГВ по координации господина Рамеша Раджасингхама за доклады по положению дел в дружественной нам Сирии. Непростая ситуация «на земле» сейчас еще и заметно усугубляется рисками и угрозами, вытекающими из продолжающегося кровопролития в зоне палестино-израильского конфликта.
Дополнительным дестабилизирующим фактором являются непрекращающиеся произвольные авиаудары Израиля по территории Сирии, являющиеся грубейшим нарушением международного права, суверенитета и территориальной целостности этого государства, ничем не может быть оправдана и порочная практика З.Иерусалима «точечных ликвидаций» в соседних странах. Так 14 июля два тактических истребителя ВВС Израиля из воздушного пространства над оккупированными Голанскими высотами выпустили около 10 управляемых авиабомб по территории САР. Целями ударов стали жилое здание в столичном районе Кафр Суса, а также ряд объектов в ближайших столичных пригородах Думмар. Авианалету также подверглись позиции сирийской арабской армии в южной провинции Дераа. В результате атаки погиб один военнослужащий, еще трое получили ранения.
Схожее беззаконие творят также США и их союзники. Подобные действия могут воспламенить и без того накаленную до предела атмосферу в регионе.
По сегодняшнему выступлению представителя США мы видим, что вмешательство в дела неугодных государств и попытки дестабилизировать ситуацию в них по-прежнему являются сознательным выбором властей в Вашингтоне. Последствия этой эгоистичной политики мы сейчас воочию наблюдаем на Ближнем Востоке и не только.
При этом с сожалением приходится признать, что, несмотря на заявленные контртеррористические цели, ИГИЛ и аффилированные с ним террористические группировки сохраняют значительный потенциал в районах незаконного военного присутствия наших западных коллег по Совету – в Заевфратье и Ат Танфе. Другой очаг терроризма – зона деэскалации в Идлибе, находящаяся под контролем боевиков «Хейат Тахрир аш-Шам» (ХТШ), которых в Вашингтоне пытаются уберечь от любой критики. В этом им откровенно подыгрывают ооновские гуманитарные структуры, которые продолжают поддерживать с боевиками прямые контакты и боятся называть вещи своими именами.
Последовательно исходим из того, что достижение устойчивой стабилизации в САР возможно исключительно через окончание иностранного военного присутствия, осуществляемого в нарушение суверенитета и территориальной целостности САР. Требуем также безусловного прекращения авиаударов по сирийской территории ВВС Израиля.
Неудивительно, что в складывающихся турбулентных условиях мы не наблюдаем особо востребованного сейчас прогресса на треке сирийского политурегулирования в рамках резолюции СБ 2254. Со своей стороны, неизменно поддерживаем процесс политурегулирования в Сирии, ведомый и осуществляемый самими сирийцами при посредничестве ООН, альтернативы которому не существует. Последовательно исходим из необходимости продолжать прямой межсирийский диалог, основной площадкой для которого был и остается Конституционный комитет (КК). При этом убеждены, что решения о месте проведения его следующих раундов консультаций должны приниматься самими сирийцами без внешнего вмешательства, как бы ни хотелось кому-то сделать этот выбор за них.
Уважаемые коллеги,
На этом фоне гуманитарная ситуация в Сирии продолжает деградировать и вызывает крайнюю тревогу. Миллионы граждан страдают от нехватки продовольствия, медицинского обслуживания, достойных санитарных условий. К имеющимся проблемам добавляется и установившаяся аномальная жара. Трудности с водоснабжением испытывают 13,6 млн. сирийцев, а более 1,8 млн человек фактически лишены доступа к чистой питьевой воде. Закономерно наблюдаются вспышки инфекционных заболеваний.
Несмотря на громкие обещания, озвученные в ходе восьмой брюссельской «сходки», страны-доноры, очевидно, не торопятся перечислять свои взносы для оказания помощи сирийцам, обрекая мирных граждан на голод и ухудшение условий жизни из-за коллапса критически важных объектов инфраструктуры и отказа от их восстановления.
Мобилизовано лишь 21% от требуемых в рамках Гумпризыва ООН средств, что на 30% меньше данного показателя за первую половину прошлого года. В то же время отдельные западные страны не стесняются продолжать расхищать и вывозить сирийские природные ресурсы – нефть и зерно.
Еще одним примером откровенной политизации гуманитарного досье в Сирии является политика западных стран в вопросе возвращения беженцев. Уже упомянутая Брюссельская конференция только подтвердила актуальность взятого Западом курса – дозированно выделять средства на содержание сирийцев в соседних странах, достаточные лишь для того, чтобы не допустить наплыва мигрантов в Европу, блокируя при этом их репатриацию в принципе. При этом очевидно, что программы международного содействия необходимо осуществлять в самой Сирии, создавая условия для стимулирования переезда беженцев на родину. Именно за такой сценарий выступают многие соседи Сирии в регионе, однако в эгоистичные геополитические планы США и их союзников он не вписывается.
На этом фоне считаем перспективным продолжение контактов Дамаска с другими арабскими столицами и дальнейшее развитие взаимодействия в интересах поиска эффективных решений региональных проблем. В этом контексте приветствуем инициативу о проведении заседания Контактной группы Сирия-ЛАГ в Багдаде для обсуждения широкой повестки дня, в том числе вопросов, связанных с репатриацией.
Уважаемые коллеги,
Правительство Сирии «не на словах, а на деле» продолжает следовать императиву гуманности и обеспечивает гуманитарный доступ для сирийского населения, в том числе в неподконтрольных районах. Так, 10 июля продлено разрешение на использование структурами ООН контрольно-пропускного пункта «Баб Аль-Хава» до середины января 2025 г., через который завозится подавляющую часть гумгрузов ООН. Немногим ранее работа трансграничных пунктов «Баб Ас-Салям» и «Ар-Раи» также продлена до 13 августа.
Приветствуем также проведение и результаты парламентских выборов в Народный совет Сирии, состоявшихся 15 июля, в ходе которых на территории страны действовали свыше 8,1 тыс. избирательных участков. Безопасные гуманитарные коридоры для граждан, желающих участвовать в голосовании на выборах в парламент, были открыты на северо-западе Сирии в провинции Идлиб. Рассматриваем состоявшиеся выборы как суверенное дело САР и важный шаг к укреплению ее внутренней стабильность. Исходим из того, что интересам всех сирийцев отвечает обеспечение нормального функционирование государственных институтов на основе законодательства страны, тем более в условиях продолжающейся вооруженной борьбы с террористами.
В этой связи расцениваем прозвучавшие от некоторых коллег заявления о нелегитимности состоявшихся выборов как элемент грубого политического давления на Дамаск и очередную попытку вмешательства во внутренние дела Сирии с целью ее дестабилизации. Никто не вправе диктовать сирийцам, когда и при каких условиях они должны избирать парламент своей страны.
Уважаемые коллеги,
В завершение еще одна тема.
Ни у одного серьезного международного эксперта уже не вызывает сомнений, что основными препятствиями для комплексного и адекватного гуманитарного содействия Сирии сегодня являются политизированные установки «коллективного Запада» по наращиванию санкционного давления и блокированию проектов раннего восстановления.
Отмечаем публикацию секретариатом Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии (ЭСКЗА) доклада о негативном влиянии введенных в отношении Сирии односторонних санкций. Этот документ фактически подрывает и прорывает информационную блокаду вокруг данной темы, изо всех сил поддерживаемую нашими западными коллегами. Несмотря на местами обтекаемый стиль изложения и пока еще робкие выводы, авторы доклада все же четко прописывают существенное влияние санкций на гуманитарную деятельность агентств ООН и социально-экономическое положение этой страны.
Согласно проведенным авторами доклада опросам, проводившимся в разных частях Сирии, в том числе на неподконтрольных Дамаску территориях, санкции США и ЕС ощущают на себе 92% сирийцев. Западные рестрикции серьезным образом сказались на фармацевтической отрасли, медицинском обслуживании, продовольственной безопасности, доступе детей к качественному образованию. Они также препятствуют работе по восстановлению инфраструктуры, не говоря уже о негативном воздействии на деятельность гуманитарных структур «на земле». Это полностью противоречит тому нарративу о якобы «тщательно откалиброванных санкциях» и эффективных гуманитарных изъятиях, который в сирийском контексте пытаются продвигать США и их союзники, в т.ч. на площадке СБ ООН.
Хочется верить, что выпуск доклада начнет серию объективных и публичных оценок со стороны представителей ООН в отношении влияния односторонних санкций на простых граждан, чьи страдания только увеличиваются от принимаемых в обход Совета Безопасности ООН незаконных ограничений. Подчеркну, доклад не оставляет никаких сомнений в том, что западные санкции «бьют» в первую очередь по наиболее уязвимым группам населения. Таким образом, они являются прямым и грубейшим нарушением права государств на развитие, а также одного из ключевых принципов Повестки-2030 «Никого не оставить позади».
В этом контексте в очередной раз призываем Генсекретаря ООН, резидентов-координаторов и страновые команды беспристрастно подходить к выполнению данного им мандата в рамках резолюции 78/135 ГА ООН о мониторинге и отчетности по односторонним санкциям. Воспринимаем упомянутый доклад ЭСКЗА в качестве правильного, но пока еще весьма робкого шага в этом направлении.
Благодарю за внимание.