Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по Гаити

Г-жа Председатель,

Благодарим заместителя Генерального секретаря ООН Амину Мохаммед и Спецпредставителя Хелен Ла Лиме за их брифинги. Мы признательны американскому журналисту и редактору СМИ «Haiti Liberté» Киму Ивзу за его весьма интересный и незашоренный взгляд на положение дел в стране. Полагаем весьма полезной практику приглашения на заседания докладчиков, которые могут дать нам дополнительную информацию, позволяющую взглянуть на сюжеты, находящиеся на рассмотрении Совета, с различных углов. Приветствуем также участие в сегодняшнем заседании министров иностранных дел Гаити и Доминиканской Республики. 

Сегодня многое было сказано о текущем положении дел в Гаити. Мы не будем повторяться. Глубина политического, экономического и гуманитарного кризиса, в котором оказалась страна, очевидна всем. Также ясно, что готовых рецептов его урегулирования и возвращения Гаити на устойчивый путь развития не существует.

Краткосрочные решения могут облегчить, но не залечить боль многострадального гаитянского народа. На примере с разблокировкой нефтяного терминала, которая подавалась чуть ли не как ключ к решению всех проблем, мы видим, что долгожданного улучшения доступа населения к базовым товарам и услугам не произошло. У нас, как и у значительной части гаитян, есть сомнения, что и опция с направлением международных вооруженных сил может коренным образом изменить ситуацию.

Для определения действительно эффективных дальнейших шагов необходимо комплексное понимание причин современного состояния Гаити. Хронический кризис государственности, социально-экономический коллапс и институционально-правовое разложение островного государства – во многом плод многолетнего внешнего «политического инжиниринга». Историческую ответственность за это несет не только Вашингтон, неоднократно вмешивавшийся во внутренние дела страны, в том числе с помощью военной силы, но и Париж. 

Именно колониальная Франция на протяжении более сотни лет после освобождения Гаити получала от него так называемые «выплаты за независимость», навязанные путем шантажа и военного ультиматума. Это первый и единственный раз в истории, когда освободившиеся от рабства вынуждены были платить своим угнетателям. Огромные суммы, эквивалентные сегодня миллиардам долларов, направлялись французским банкирам и плантаторам вместо того, чтобы идти на развитие молодой и небогатой страны.

Сейчас бывшие метрополии изменили методы, но не изменили свои колониальные подходы. Вмешательство в дела Гаити происходит путем навязывания решений и расстановки политических фигур вне рамок правового поля государства. В результате в стране отсутствуют легитимные, то есть сформированные в соответствии с национальной конституцией, органы власти. А постоянная международная вовлеченность в дела Гаити породила у части местных элит настроения иждивенчества и вседозволенности, ощущение, что ее будущее зависит не от народного волеизъявления, а от благосклонности внешних покровителей и спонсоров.

В этой связи ключевая задача международного сообщества – способствовать началу общенационального политического диалога в целях выработки «правил игры» для формирования по-настоящему легитимных властей. Гаитянские политические силы – как правящие, так и оппозиционные – должны проявить конструктивность для самостоятельного обустройства жизни в своем «доме».

Мы удивлены, что этот очевидный политический сигнал для правящей гаитянской элиты мы не слышим от США, которые спешат заклеймить неконституционными власти в одних латиноамериканских странах, но при этом ревниво оберегают лояльные себе режимы в других. Разве в регионе не действует общая для всех Межамериканская демократическая хартия 2001 года, устанавливающая четкие критерии, при которых фиксируется «прерывание конституционного процесса» и определяется порядок международного реагирования на него? Где реакция в соответствии с этой хартией на как минимум спорную легитимность у большей части органов власти в Гаити?

Мы знаем, как действует Вашингтон, когда ему нужно «подмять под себя» какую-либо очередную страну – через односторонние санкции, которые нацелены на неугодных ему политических фигур и призваны расчистить «политическое поле» в выгодном для США русле. В этом же русле действует и Канада. Нам известно, в частности, что в канадский санкционный список попали как минимум два бывших премьер-министра Гаити, которые намерены оспаривать такое решение. Предостерегаем от того, чтобы позиционировать эти меры как реакцию всего международного сообщества в рамках санкционного режима СБ. Мы для того его и создавали резолюцией Совета, чтобы, избегая односторонних действий, вырабатывать совместные решения и с привлечением профильных экспертов оценивать целесообразность и адекватность возможных ограничительных мер.

Информация же, которую мы сегодня услышали от Кима Ивза, должна стать для всех нас основанием для еще более тщательного подхода к санкционному инструментарию. В противном случае мы рискуем подвести под санкции не бандитов, а те оппозиционные фигуры, которые могли бы поучаствовать в общенациональном диалоге, но по той или иной причине неугодны США и их сателлитам. Хочу еще раз подчеркнуть: односторонние меры США и Канады не являются волей международного сообщества и не должны браться за основу новым санкционным комитетом по Гаити.

Рассчитываем на продуктивную работу Комитета 2653 и Габона в качестве его Председателя, а также отобранных экспертов, которых мы знаем как крепких профессионалов. Обращаем внимание на то, что санкционной резолюцией предусмотрено изучение источников и маршрутов контрабанды оружия, в том числе по линии УНП ООН. В конечном итоге необходимо не только выявить, но и ликвидировать каналы финансовой и материальной подпитки бандформирований, прежде всего в сфере торговли оружием и наркобизнеса как основы жизнеобеспечения царящего в Гаити криминала и главной причины отсутствия правопорядка.

Со своей стороны готовы в качестве постоянного члена Совета Безопасности продолжать способствовать тому, чтобы гаитяне получили не только порядок и законность, но и возможности для свободного, демократического политпроцесса и устойчивого экономического развития и процветания. Это важно не только для Гаити, но и для Доминиканской Республики как непосредственного соседа Гаити. О том, насколько ситуация в Гаити важна для Доминиканской Республики свидетельствует присутствие министра иностранных дел этой страны на сегодняшнем заседании. Важно это также и для всего региона. 

Благодарю за внимание.