Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации О.О.Михайлова на пленарном заседании ГА ООН по проекту резолюции «Международный день предотвращения насильственного экстремизма, служащего питательной средой для терроризма»

Г-н Председатель,

Россия запросила голосование по проекту резолюции L.41. По нему обстоятельных дискуссий не проводилось, состоялось лишь два раунда консультаций. Координаторы предпочли форсировать принятие, отказавшись от учета высказанных озабоченностей, а также поступивших замечаний и предложений.

Проект не получит статуса консенсусного документа. И я объясню почему.

Во-первых, отсутствует согласованное международным сообществом определение «насильственного экстремизма». Попытка внедрения термина «насильственный экстремизм» создала условия для применения «двойных стандартов», а именно деление террористов на категории «плохих» и «не очень плохих». К «не очень плохим» как раз относят «насильственных экстремистов», к которым в рамках этой классификации уже не могут быть применены в полной мере положения международного законодательства в сфере контртерроризма. Как правило, это пласт радикальных элементов, пользующихся сторонней поддержкой.

Во-вторых, давайте посмотрим почему в проекте «для праздненств» фигурирует дата 12 февраля. Этим днем датируется резолюция Генеральной Ассамблеи A/70/674 под заголовком «План действий Генерального секретаря ООН по предупреждению насильственного экстремизма». Этот План – одна из первых попыток институционализировать концепцию «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ) как некий универсальный формат, размывающий традиционные контртеррористические международно-правовые нормы и задачи. 

Напомним, что реакция государств-членов на План действий тогдашнего Генсекретаря Пан Ги Муна была, мягко говоря, весьма неоднозначной. Многие государства обратили внимание на то, что План, по сути, проигнорировал такие существенные факторы радикализации политических и общественных настроений как произвольное внешнее вмешательство во внутренние дела суверенных государств, терпимость к использованию террористических групп в политических целях, демонтаж государственных институтов. Вместо этого в нем в качестве причин радикализации указывались «политика репрессивных режимов» и «систематические нарушения прав человека». Довольно иронично, но наибольший рост нападений так называемых «расово и этнически мотивированных насильственных экстремистов» мы наблюдаем в западных обществах. Как так получилось? То ли западные общества являют собой репрессивные режимы и систематически нарушают права человека, то ли План Пан Ги Муна олицетворяет собой набор поверхностных, непроработанных суждений.

Особо отмечаем, что резолюции ГА по обзору Глобальной контртеррористической стратегии не одобряют План Генсекретаря в качестве «нулевого проекта» для национальных планов. В рамках обзора имплементации ГКС ООН в 2021 гг. в резолюции ГА ООН A/RES/75/291 от 30 июня 2021 г. международное сообщество поставило реализацию любых на этот счет рекомендаций в зависимость от суверенного решения каждого государства.

И вот этот неоднозначный документ нам предлагается праздновать на международном уровне?

Мы предлагали координаторам сменить тему резолюции на предотвращение терроризма, что включало бы в себя всю полноту мнений и подходов государств-членов, так как на этом направлении разработаны четкие, обязывающие инструменты. Это резолюции СБ, международные конвенции, а также Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Повестка предупреждения насильственного экстремизма должна быть встроена именно в контекст превентивной составляющей терроризма. 

Сложно понять истинную причину игнорирования вопросов превенции терроризма, еще и со стороны Ирака, который сам регулярно становится жертвой террористических нападений. Буквально позавчера ИГИЛ совершило в Ираке очередной теракт. Даже сейчас представитель Ирака в своей презентации резолюции говорил про терроризм. Так почему же превенция терроризма отсутствует в проекте?

Логично было бы снять проект с рассмотрения и продолжить конструктивную дискуссию и, возможно, выйти к общему пониманию по инициативе к следующему обзору Глобальной контртеррористической стратегии ООН, который состоится в 2023 году.

Благодарю за внимание.