Выступление представителя Российской Федерации О.О.Михайлова на пленарном заседании ГА ООН по проекту резолюции «Международный день предотвращения насильственного экстремизма, служащего питательной средой для терроризма»
Г-н Председатель,
Россия запросила голосование по проекту резолюции L.41. По нему обстоятельных дискуссий не проводилось, состоялось лишь два раунда консультаций. Координаторы предпочли форсировать принятие, отказавшись от учета высказанных озабоченностей, а также поступивших замечаний и предложений.
Проект не получит статуса консенсусного документа. И я объясню почему.
Во-первых, отсутствует согласованное международным сообществом определение «насильственного экстремизма». Попытка внедрения термина «насильственный экстремизм» создала условия для применения «двойных стандартов», а именно деление террористов на категории «плохих» и «не очень плохих». К «не очень плохим» как раз относят «насильственных экстремистов», к которым в рамках этой классификации уже не могут быть применены в полной мере положения международного законодательства в сфере контртерроризма. Как правило, это пласт радикальных элементов, пользующихся сторонней поддержкой.
Во-вторых, давайте посмотрим почему в проекте «для праздненств» фигурирует дата 12 февраля. Этим днем датируется резолюция Генеральной Ассамблеи A/70/674 под заголовком «План действий Генерального секретаря ООН по предупреждению насильственного экстремизма». Этот План – одна из первых попыток институционализировать концепцию «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ) как некий универсальный формат, размывающий традиционные контртеррористические международно-правовые нормы и задачи.
Напомним, что реакция государств-членов на План действий тогдашнего Генсекретаря Пан Ги Муна была, мягко говоря, весьма неоднозначной. Многие государства обратили внимание на то, что План, по сути, проигнорировал такие существенные факторы радикализации политических и общественных настроений как произвольное внешнее вмешательство во внутренние дела суверенных государств, терпимость к использованию террористических групп в политических целях, демонтаж государственных институтов. Вместо этого в нем в качестве причин радикализации указывались «политика репрессивных режимов» и «систематические нарушения прав человека». Довольно иронично, но наибольший рост нападений так называемых «расово и этнически мотивированных насильственных экстремистов» мы наблюдаем в западных обществах. Как так получилось? То ли западные общества являют собой репрессивные режимы и систематически нарушают права человека, то ли План Пан Ги Муна олицетворяет собой набор поверхностных, непроработанных суждений.
Особо отмечаем, что резолюции ГА по обзору Глобальной контртеррористической стратегии не одобряют План Генсекретаря в качестве «нулевого проекта» для национальных планов. В рамках обзора имплементации ГКС ООН в 2021 гг. в резолюции ГА ООН A/RES/75/291 от 30 июня 2021 г. международное сообщество поставило реализацию любых на этот счет рекомендаций в зависимость от суверенного решения каждого государства.
И вот этот неоднозначный документ нам предлагается праздновать на международном уровне?
Мы предлагали координаторам сменить тему резолюции на предотвращение терроризма, что включало бы в себя всю полноту мнений и подходов государств-членов, так как на этом направлении разработаны четкие, обязывающие инструменты. Это резолюции СБ, международные конвенции, а также Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Повестка предупреждения насильственного экстремизма должна быть встроена именно в контекст превентивной составляющей терроризма.
Сложно понять истинную причину игнорирования вопросов превенции терроризма, еще и со стороны Ирака, который сам регулярно становится жертвой террористических нападений. Буквально позавчера ИГИЛ совершило в Ираке очередной теракт. Даже сейчас представитель Ирака в своей презентации резолюции говорил про терроризм. Так почему же превенция терроризма отсутствует в проекте?
Логично было бы снять проект с рассмотрения и продолжить конструктивную дискуссию и, возможно, выйти к общему пониманию по инициативе к следующему обзору Глобальной контртеррористической стратегии ООН, который состоится в 2023 году.
Благодарю за внимание.