Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Обычные вооружения» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель, 

Российская Федерация последовательно призывает к дальнейшему укреплению режима Конвенции о «негуманном» оружии (КНО) путём универсализации Конвенции и Протоколов к ней, а также добросовестного выполнения их положений. Приветствуем результаты Шестой Обзорной конференции КНО.

Положительно оцениваем итоги работы Группы правительственных экспертов (ГПЭ) государств-участников КНО по смертоносным автономным системам вооружений (САС) в 2022 г. Группе удалось принять доклад с содержательными выводами и рекомендациями и тем самым заложить основу для дальнейшего обсуждения САС в рамках Конвенции, являющейся для этого оптимальной площадкой. 

В целом придаем большое значение данной проблематике. Наглядным свидетельством того стало принятие 26 июля с.г. Концепции деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере разработки и применения систем вооружений с использованием технологий искусственного интеллекта. При этом исходим из того, что нормы международного права, включая международное гуманитарное право, достаточны и в полной мере применимы к данным системам вооружений.

Ход дискуссии по проблематике применения в густонаселённых районах боеприпасов взрывного действия находится также в фокусе нашего пристального внимания. Считаем, что решение связанных с применением БВД проблем лежит исключительно в плоскости добросовестного выполнения уже существующих норм МГП.

В последние годы междисциплинарная и многоаспектная проблема самодельных взрывных устройств (СВУ) приобрела острый характер. Именно СВУ, изготовленные на основе боеприпасов различного типа, являются основной причиной потерь среди военнослужащих и гражданских лиц и представляют серьёзнейшую опасность для мирного населения в силу целого ряда обстоятельств. Их кустарное производство серьезным образом затрудняет обнаружение и ликвидацию СВУ, а также делает непредсказуемыми их функционирование и последствия применения. Срабатывание СВУ в постконфликтный период возможно не только от непосредственного воздействия человека, но и по другим причинам природного и техногенного характера. 

Исходим из необходимости экспертного обсуждения данной проблематики в рамках Дополненного протокола II КНО. Однако хотели бы также предостеречь государства-участники от попыток расширенной трактовки мандата КНО по самодельным взрывным устройствам. Любые предложения по дальнейшей работе по СВУ должны, прежде всего, соответствовать предмету и целям Конвенции. Поддерживаем идею регулярного обновления компиляции существующих руководящих принципов, «наилучших практик» и других рекомендаций, направленных на решение проблемы утечки или незаконного применения материалов, необходимых для изготовления СВУ.

Г-н Председатель,

В контексте соблюдения КНО осуждения и реакции со стороны международного сообщества требуют преступные действия киевского режима против населения Донбасса. Количество ежедневных нарушений украинскими формированиями норм и принципов международного гуманитарного права (МГП), в т.ч. размещение тяжёлого вооружения в жилых зонах, использования гражданских лиц в качестве «живого щита» и объектов гражданской инфраструктуры в военных целях, свидетельствует об абсолютно осознанном применении антигуманной тактики ведения боя в нарушение МГП.

Фиксируем факты целенаправленного минирования украинскими вооруженными формированиями обочин дорог, проселочных троп, мостов, плотин, территорий вокруг жилых домов, образовательных и медицинских учреждений. Украинские силовики за несколько лет в буквальном смысле засеяли поля противотанковыми и противопехотными минами, зачастую в сельхозугодьях и объектах сельскохозяйственного назначения. Наиболее вопиющий пример – минирование противопехотными минами ПФМ-1 «Лепесток» целого ряда населённых пунктов и городов Донбасса. Еще одним вопросом, заслуживающим внимания, является создание Украиной минной опасности для судоходства в Черном море. 

Всё вышеперечисленное является прямым нарушением базовых положений МГП, включая Дополненный протокол II КНО. Одновременно Киев нарушает и Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (КЗПМ), участником которого является. Призываем государства-члены ООН воздействовать на украинские власти (в т.ч. на площадке КЗПМ) и принять действенные меры по недопущению тяжелых гуманитарных последствий его действий для гражданского населения.

Г-н Председатель,

Придавая большое значение проблематике незаконного оборота обычных вооружений, выступаем за более эффективную реализацию Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием, призванную купировать переток оружия в нелегальный оборот. Безусловно, такая работа требует скоординированных усилий всего международного сообщества при сохранении центральной роли ООН.

Наряду с этим уделяем повышенное внимание Регистру обычных вооружений ООН как одному из основных механизмов транспарентности и обеспечения международной безопасности посредством отслеживания и выявления дестабилизирующих накоплений оружия в тех или иных регионах мира. В то же время с настороженностью относимся к попыткам ряда стран расширить сферу охвата Регистра, принимая во внимание уже имевшие место прецеденты, когда этот механизм был использован в несвойственных его предназначению целях, в т.ч. при определении параметров оружейного эмбарго, вводимого по линии СБ ООН.

По-прежнему полагаем нецелесообразным присоединяться к Международному договору о торговле оружием в его нынешнем виде, участвовать в проводимых под его эгидой официальных мероприятиях даже в качестве наблюдателей. При этом исходим из того, что установленные Договором стандарты существенно ниже российских. Кроме того, серьезные вопросы вызывает и применение Договора на практике. Недопустимо, когда его отдельные участники продолжают напрямую или опосредованно поставлять продукцию военного назначения в зоны вооруженных конфликтов.

Благодарю за внимание.