Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова в ходе совместного заседания Первого и Четвертого комитетов 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Уважаемые господа Сопредседатели,

Уважаемые коллеги,

Российская Федерация придает особое значение рассмотрению вопросов воздействия космической деятельности на международную безопасность и стабильность. Для нас всех очевидна возрастающая зависимость благополучия как отдельных стран, так и всего человечества от эксплуатации космического пространства и использования космических технологий. До последнего времени космическая деятельность государств выстраивалась на чётких и понятных нормах и принципах международного космического права (МКП). Сразу подчеркну, что мы считаем эту отрасль международного права сверх актуальной, так как она является фундаментом для взаимодействия государств в области освоения и исследования космического пространства. Ее центральным элементом был и остается Договор о космосе 1967 года, вобравший в себя все ключевые нормы и принципы, определяющие в настоящее время характер космической деятельности.

Однако всё громче раздаются голоса по поводу несоответствия подхода к международному регулированию космической деятельности, выработанного более 50 лет назад, реалиям сегодняшнего дня. Озвучиваются идеи, что Договор о космосе 1967 года – анахронизм прошлой эпохи, что содержащиеся в нем нормы и принципы больше не отвечают состоянию дел в космосе, а именно росту участников космической деятельности, появлению новых рисков и опасностей для осуществления национальных космических программ, постепенному изменению космического пространства как сферы человеческой деятельности. Из этого делается несколько далеко идущих и весьма опасных для международной безопасности выводов. На них и хочу сейчас остановиться.

Западными странами активно продвигается тезис о соперничестве государств в космосе, который постепенно превращается в оспариваемую среду. Дальше – больше. Нас аккуратно, но настойчиво подводят к мысли о том, что эта конкуренция неизбежно приведет к кризисным ситуациям, для решения которых рано или поздно понадобятся силовые меры. Среди последних особой популярностью у стран Запада, почему-то пользуется применение ударных боевых систем в космосе. За примерами далеко ходить не надо. Стоит лишь внимательно прочитать Обзор политики США в области ПРО или новоявленную Доктрину космической обороны Франции.

Получается любопытная картина. Активнее всего космическую деятельность развивают именно страны Запада. Это их государственные и негосударственные участники различных космических программ всё больше осваивают околоземное космическое пространство. Благодаря им, выражаясь западной терминологией, космос становится конкурентной и оспариваемой средой. Именно они создают условия для возникновения кризисных и конфликтных ситуаций в космическом пространстве. Но почему-то страны Запада предпочитают говорить не о государственном контроле за такими участниками космической деятельности на основе существующего МКП, а о защите их космической деятельности от неких внешних угроз. Не парадокс ли это? Сами осваивают, сами конкурируют, сами создают себе проблемы, в которых обвиняют другие государства. При этом настойчиво продвигается мысль о некой независимости участников космической деятельности и их способности автономно – независимо от воли государств – формировать нормы и правила поведения в космосе. Это идет в разрез не только положениям упомянутого Договора 1967 года, но и устоявшейся международной практике регулирования любой человеческой деятельности в различных сферах.

Нам начинают навязывать концепцию некоего ответственного поведения в космосе. Каждый раз, когда произносится эта фраза, хочется спросить: «А чем вас не устраивает ответственное поведение в соответствии с Договором о космосе 1967 года? Что конкретно в этом Договоре вас не устраивает?». Судя по последним событиям, активистов новой концепции не устраивает основополагающий принцип, содержащийся в этом многостороннем инструменте, а именно – любая космическая деятельность должна содействовать развитию международного сотрудничества, поддержанию мира и укреплению международной безопасности. С учётом последних событий, а именно заявлений о планах по размещению ударных боевых систем в космосе, напрашивается еще один важный вопрос: «А размещение оружия в космосе и создание тем самым угрозы международной безопасности является ответственным поведением государств-участников космической деятельности?». Как представляется, ответ на этот вопрос у наших западных коллег однозначно положительный. Это и является истинной причиной того, почему Договор о космосе 1967 года их теперь не устраивает.

В этом видим и главную причину отказа с их стороны конструктивно вести диалог по поводу заключения юридически обязывающего соглашению по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, включая предотвращение размещения оружия на околоземных орбитах. Любой запрет на вывод оружия в космос ограничивает стремление США и других западных стран добиться доминирующего положения в космическом пространстве, которое позволит им диктовать другим государствам свои условия использования и исследования космического пространства.

Мы много раз говорили, что необходимо рассматривать все аспекты, связанные с безопасностью космической деятельности, одновременно. Именно такой подход был закреплен в Дорожной карте, принятой на московском саммите Россия-ЕС в мае 2005 года. К сожалению, в последствие наши европейские коллеги отошли от этого подхода и теперь предлагают решать лишь вопросы, связанные с обеспечением предсказуемости, транспарентности и долгосрочной устойчивости космической деятельности. При этом нас пытаются убедить, что проблема предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве имеет второстепенное значение и особо не влияет на безопасность космической деятельности, в частности, и на международную безопасность, в целом.

Еще один важный момент. В качестве одного из главных препятствий на пути решения проблемы ПГВК называется отсутствие определения, что такое «космическое оружие» или «оружие в космосе». Считаем, эту проблему надуманной. Привлеку ваше внимание к такому историческому факту, как разработка Договора о космосе 1967 года. В нем также употребляется термин «оружие», однако никакого определения этого термина не дается. Это не мешает Договору выполнять свою роль и оставаться краеугольным камнем безопасности космической деятельности на протяжении последних 50 лет. Дело, видимо, не в определении, а в политической воле отдельных государств решать задачу по ПГВК. Можно бесконечно искать поводы, чтобы откладывать переговоры по этой, как мы с вами видим, насущной проблеме, которая будет только обостряться. Но это грозит тем, что уже в ближайшем будущем мы окажемся в другой реальности, когда вооружённое противостояние в космосе будет фактом, а не предположением.

В этом контексте хотел бы остановиться на еще одной актуальной теме. Отдельные государства всё чаще говорят о том, что космические аппараты могут быть использованы как оружие, например, для вывода из строя спутников другого государства или поражения какой-нибудь наземной цели. Наверное, технологически такую возможность исключать нельзя. Однако с точки зрения современного международного космического права такие намеренные действия противоречат положениям Договора о космосе 1967 года. Его участники обязаны избегать ситуаций, когда их космическая деятельность создает препятствия или трудности для осуществления космической деятельности другими государствами.

Если принять тезис, что любой спутник или космический аппарат может рассматриваться как оружие, тогда все находящиеся на орбите спутники (включая запущенные коммерческими организациями или университетскими исследовательскими центрами), следует рассматривать как угрозу международной и национальной безопасности. Тогда нам не понятны возмущения по поводу противоспутниковых систем наземного базирования. Ведь если всё, что в космосе – это угроза, то любое государство имеет право создавать средства для защиты от неё.

Мы против допущения, что находящиеся на орбите космические аппараты представляют собой военную угрозу. Рассматривали и рассматриваем все находящиеся на околоземной орбите спутники как средства осуществления законной космической деятельности в мирных целях. Если другие государства видят этот вопрос в иной плоскости, то мы с вами (я имею в виду международное сообщество) находимся в реальной опасности.

И, пожалуй, последнее. Сейчас «хорошим тоном» стало говорить о космической безопасности или о безопасности в космосе вместо предотвращения гонки вооружений в космосе и вепонизации космического пространства. Обосновывают это тем, что «безопасность» более широкое понятие, которое охватывает как оружейные аспекты, так и другие факторы воздействия на космические объекты. Вместе с этим нам предлагают решать проблемы безопасности комплексно. Якобы только такой подход представляется эффективным и может дать реальные результаты. Мы согласны с такой постановкой вопроса. Действительно проблематика безопасности в космосе имеет явно выраженный, многоаспектный характер. Однако очевидно и то, что «одним махом» решить все проблемы безопасности в космосе просто невозможно. Здесь, как и в вопросах ядерного разоружения, следует действовать постепенно, решая одни проблемы на индивидуальной основе, другие – «пакетно». Вместе с рассмотрением проблематики Комитета ООН по космосу и решением таких проблем как «космический мусор», регулирование движения в космосе, обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности мы предлагаем первый, но при этом самый ответственный шаг по обеспечению безопасности как в космосе, так и на Земле – предотвратить размещение оружия в космическом пространстве. Разработать и принять для этого международный юридически обязывающий инструмент по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Основа для этого есть – российско-китайский проект договора о предотвращения гонки вооружений в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Заключение такого соглашения всеми космически значимыми государствами создаст необходимые благоприятные условия для решения и урегулирования других вопросов, возникающих в результате космической деятельности. Иной подход вряд ли будет результативным.

В заключение отмечу, что предотвращение вепонизации космического пространства, сохранение его свободным от оружия любого вида – это один из элементов общих усилий по поддержанию международного мира и укреплению глобальной безопасности. Другая состоит в устранении опасностей и рисков для космических операций и создании условий для устойчивой, транспарентной и предсказуемой космической деятельности. Оба этих элемента в равной степени важны. Такое понимание проблемы безопасности лежит в основе разделения полномочий между Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях и разоруженческим механизмом ООН.

Безусловно, между работой КОПУОСа, с одной стороны, и Конференции по разоружению, Первого комитета и Комиссии ООН по разоружению существует тесная взаимосвязь. Она определяется конечной целью деятельности этих структур – обеспечение и укрепление международной безопасности во всем её аспектах. Однако, с учётом специфики решаемых задач, каждая из них играет свою уникальную роль. Смешение повесток дня, пересечение их мандатов, подмена функций друг друга представляется крайне нежелательным и контрпродуктивным. В этом плане мы против привнесения на разоруженческие площадки вопросов, которые уже давно и всесторонне рассматриваются в Комитете ООН по космосу.

В связи с этим настораживают попытки рассматривать такие вопросы как борьба с «космическим мусором», опасные сближения, неконтролируемый сход космических аппаратов с орбит, регулирование космического трафика в рамках проблемы предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. Мы против такого смешения жанров. Считаем, что это делается намеренно с тем, чтобы отвлечь международное сообщество от исключительно злободневной темы появления оружия в ближнем космосе. Реализация такого сценария подстегнёт процесс деградации международных отношений, который мы уже наблюдаем в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.

Призываем все государства объединить усилия для приоритетного решения проблемы предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. Для этого готовы сотрудничать со всеми без исключения странами, совместно искать и вырабатывать практические меры, которые позволят нам сохранить наше общее достояние для использования и исследования в мирных целях на благо всего человечества.

Спасибо за внимание.