Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН в ходе тематической дискуссии "Другие виды оружия массового уничтожения"

Спасибо, г-н Председатель,

Полная версия моего выступления будет размещена на Интернет-портале «e-deleGATE».

Последовательно выступаем за скорейшее полное и безусловное выполнение положений КЗХО. С удовлетворением отмечаем, что участниками Конвенции являются уже 193 государства. Вносим свой практический вклад в ее укрепление.

В 2017 г. мы завершили уничтожением своего химического арсенала – порядка 40 тыс. тонн. Призываем США последовать нашему примеру и как можно скорее ликвидировать остающиеся запасы отравляющих веществ.

Целостности режима КЗХО призвана способствовать эффективная работа профильной международной организации. К сожалению, в настоящее время ОЗХО расколота из-за запредельной политизации сирийского химического досье, инспирированного «Дела Скрипалей» и навязанной ОЗХО группой западных государств нелегитимной атрибуции. Наделение техсекретариата функциями по определению виновных в применении химического оружия выходит за рамки КЗХО и вторгается в сферу исключительных полномочий Совета Безопасности ООН. Реализация заложенных в них идей несет угрозу не только для самой Конвенции, но и для всей международной системы разоружения и нераспространения ОМУ.

У нас сложилось стойкое мнение, что атрибутивный механизм объективными расследованиями заниматься не будет. Как показывает опыт, сейчас вместо установленной Конвенцией процедуры сбора и сохранности доказательств (chain of custody) превалирует концепция высокой вероятности (highly likely concept).

Россия последовательно выступает за создание беспристрастного и высокопрофессионального международного механизма под эгидой Совета Безопасности ООН, который расследовал бы случаи химического терроризма на Ближнем Востоке в строгом соответствии с высокими стандартами КЗХО. Однако все наши предложения наталкиваются на жесткое сопротивление со стороны западных государств, предпочитающих использовать продолжающиеся провокации с применением отравляющих веществ на подобие инцидента в городе Дума 7 апреля 2018 г. для дискредитации законных властей Сирии.

Предлагаем усилия для укрепления Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия. Приветствуем ратификацию КБТО Танзанией. Расцениванием это как верный шаг на пути укрепления биологической безопасности как на Африканском континенте, так и в мире в целом.

В августе в Женеве плодотворно завершилось совещание экспертов государств-участников КБТО. Рассмотрены конкретные предложения по улучшению осуществления Конвенции, в том числе российские инициативы о создании в формате Конвенции мобильных медико-биологических отрядов, а также об учреждении научно-консультативного комитета. Реализация этих предложений будет на деле способствовать укреплению режима Конвенции.

Убеждены в необходимости всячески поддерживать межсессионную работу в рамках КБТО. Она призвана содействовать сближению позиций государств, чтобы ускорить принятие и осуществление мер, способных уменьшить угрозу биологического оружия.

Спасибо за внимание.

 

Ответное слово:

Спасибо, г-н Председатель,

Хотел бы выступить в связи с раздававшимися здесь, в зале, некоторыми заявлениями с обвинениями России в нарушении КЗХО. Хотел бы обратить внимание стран, которые выдвигали эти обвинения, на следующие факты.

На сегодня США остаются единственным государством-участником КЗХО, все еще обладающим военным химарсеналом – всего 2 тыс. тонн оружия на основе иприта, VX, зарина и других веществ. Темпы уничтожения химоружия в США остаются на очень низком уровне, что вызывает сомнения в отношении приверженности США своим основным обязательствам по п. 2 ст. 1 КЗХО.

В нарушение п. 1(а) ст. 1 КЗХО, Вашингтон фактически продолжает разрабатывать и совершенствовать химоружие. Известно о порядка 500 выданных в США патентах по военно-прикладным разработкам в области создания химоружия, средств его доставки и применения, в т.ч. в бинарном снаряжении.

США не выполняют своих обязательств по объявлениям в ОЗХО фактов изготовления химоружия на территории других стран в соответствии со ст. 3 КЗХО. Вашингтон не признал американское происхождение оставленных в Панаме боеприпасов, снаряженных фосгеном, хотя эксперты техсекретариата ОЗХО еще в 2002 г. подтвердили этот факт.

В 2012 г. на территории Камбоджи обнаружено множество захоронений американских химических боеприпасов, принадлежность которых была подтверждена специальной комиссией ОЗХО. США дистанцировались от решения этой проблемы. Из достоверных источников известно, что США участвовали в поставках химоружия и технологий по его производству в Ирак во время ирако-иранского конфликта. Желая скрыть свою причастность к наращиванию военно-технического потенциала Ирака в период правления Саддама Хусейна, США тайно, без участия ОЗХО, уничтожили порядка 4,5 тыс. боеприпасов, снаряженных химическим оружием, нарушив тем самым ст. 3 КЗХО.

В нарушение п. 5 ст. 1, США приняли в 2003 и 2015 г. ряд документов, в которых санкционировали возможность использования химических средств в борьбе с беспорядками для решения боевых задач.

В отношении тех же положений КЗХО, которые США прямо не нарушают, Вашингтон придерживается избирательных подходов, сохраняя к ним 28 оговорок. Так, власти США могут отказать в приеме международных инспекций, запретить вывоз за пределы страны отобранных на американской территории химических проб, а также вводить ограничения на проведение самих инспекций.

Американская сторона продолжает сохранять оговорки и к Женевскому протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. Эти оговорки, среди прочего, предполагают возможность ответного применения химических средств временно выводящего из строя действия.

Призываю европейские страны вместо того, чтобы бросать обвинения в наш адрес и в адрес других стран, обратить внимание на реальные нарушения КЗХО со стороны США, которые являются стратегическим союзником большинства европейских стран.

Спасибо за внимание.

 

В ответ на выступление представителя США:

Спасибо, г-н Председатель,

Хочу отреагировать на ремарки моего уважаемого американского коллеги.

Хотел бы в первую очередь напомнить, что уничтожение российского химарсенала проходило в полном соответствии с положениями Конвенции о запрещении химического оружия, с необходимым для этого уровнем транспарентности и контроля со стороны Организации по запрещению химического оружия. Кроме того, полное уничтожение российского арсенала было сертифицировано экспертами Организации по запрещению химического оружия.

Что касается 1 млрд. долл., выделенных США на поддержку процесса по ликвидации российского химического арсенала, хотел бы напомнить уважаемым коллегам из Соединенных Штатов Америки, что примерно половина, а то и больше, от этой суммы была израсходована самими США на административные, протокольные и прочие нужды, которые никоим образом не были связаны с уничтожением российского химического оружия. Реальная помощь составила 500 млн. долл. Хотел бы от имени Российской Федерации поблагодарить США за эту помощь.

К сожалению, США обладают гораздо большим производственным, технологическим и экономическим потенциалом, чем Российская Федерация 20 лет назад, и спокойно могут выделить гораздо меньшую сумму чем 500 млн. долл. на уничтожение оставшихся 2 тыс. тонн их вооружений.

Если взять общий бюджет США на оборону, то сумма, необходимая для уничтожения остатков американского химического оружия, будет похожа на песчинку в огромной песочнице. Не думаю, что США не в состоянии найти эту песчинку и использовать ее по назначению, для того чтобы успокоить международное сообщество, которое выражает тревогу по поводу того, что одно из ведущих государств в мире, претендующее на глобальную роль, сохраняет огромный запас химического вооружения.

Благодарю Вас.