Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского в Первом комитете 75-й сессии ГА ООН по мотивам голосования по проектам резолюций в разделе "Обычные вооружения"

Г-н Председатель,

Российская Федерация воздержалась при голосовании по проектам резолюций L26, L53, L49.  

Не считаем целесообразным присоединение к Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (КЗПМ). Исходим из того, что противопехотные мины остаются эффективным и малозатратным средством обеспечения безопасности российских границ.

У нас сохраняются серьёзные сомнения в надёжности КЗПМ, поскольку она не обладает необходимыми рычагами воздействия на страны, уклоняющиеся от выполнения своих обязательств.

Российская Федерация разделяет цели и задачи КЗПМ, однако свои подходы к противодействию минной угрозе успешно реализует в рамках Конвенции о «негуманном» оружии и её Дополненного «минного» Протокола 2. Предпринимаем активные усилия для создания мира, свободного от мин.

Следует также отметить, что за последние годы в России утилизировано более 10 млн. мин, в том числе противопехотных, накоплен соответствующий солидный научный, технический и экспертный потенциал по разминированию.

Г-н Председатель,

Российская позиция в отношении Конвенции по кассетным боеприпасам (ККБ), этого поспешно подготовленного вне рамок ООН документа, остается неизменной. Мы в разработке ККБ не участвовали, т.к. она изначально была нацелена на введение дискриминационных ограничений, противоречащих интересам оборонной безопасности нашей страны. Конвенция лишь декларирует полный запрет на кассетные боеприпасы. На деле, проводится линия на передел рынка таких вооружений на основе запрета «плохих» и разрешения определенного вида «высокотехнологичных» кассетных боеприпасов, что выгодно конкретной группе государств-производителей. Видим в этом проявление «двойных стандартов».

Исходим из того, что кассетные боеприпасы являются законным видом вооружений. Основной причиной связанных с ними гуманитарных проблем считаем не само оружие, а его ненадлежащее применение. Оптимальной площадкой для обсуждения всех вопросов, связанных с кассетными боеприпасами, является Конвенция о «негуманном» оружии.

Г-н Председатель,

Россия принимала активное участие в переговорах по Международному договору о торговле оружием (МДТО). По итогам состоявшейся в августе в Женеве шестой конференции государств-участников МДТО стало еще более понятно, что Договор по-прежнему далеко «неидеален» по части универсальности и критериев оценки деятельности государств-членов в области регламентации торговли оружием в целом и формирования транспарентных национальных систем контроля за оборотом оружия в частности. 

Очевидно, что прозвучавшее в 2019 году заявление официального Вашингтона о том, что он не намерен становиться участником МДТО и не считает себя связанным какими-либо правовыми обязательствами в связи с его подписанием, не добавляет этому межгосударственному формату жизнеспособности. 

Отмечаем, что установленные Договором стандарты существенно ниже российских. Вследствие этого в рамках МДТО сохраняются серьезные риски перетока оружия в руки преступников и террористов, а также угрозы дальнейшей дестабилизации обстановки в различных «горячих точках». 

Серьезные вопросы вызывает и практика применения Договора. Недопустимо, когда его отдельные участники продолжают напрямую или опосредованно поставлять продукцию военного назначения (ПВН) в зоны внутренних вооруженных конфликтов. 

По-прежнему полагаем нецелесообразным присоединяться к МДТО в его нынешнем виде.

Благодарю вас.