Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Другие виды ОМУ» в Первом комитете 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Неукоснительно соблюдаем обязательства по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), которая поставила вне закона целую категорию ОМУ. КБТО должна оставаться надёжным инструментом сокращения угрозы использования биологических агентов в качестве оружия и способствовать развитию международного сотрудничества в биологической сфере в мирных целях. Наивысшая эффективность Конвенции может быть достигнута только при выполнении всеми государствами-участниками её положений в полном объёме, что, в свою очередь, может быть обеспечено лишь путём принятия юридически обязывающего Протокола к Конвенции с надёжным и эффективным механизмом проверки.

В целях снятия имеющихся вопросов в отношении выполнения США и Украиной положений КБТО в контексте военно-биологической деятельности на украинской территории Россия в соответствии со статьёй V КБТО и заключительными документами Второй и Третьей обзорных конференций инициировала консультативное совещание государств-участников. Однако несмотря на все наши усилия, мы не получили исчерпывающие ответы на детально представленные конкретные претензии к соблюдению этими государствами положений статей I и IV Конвенции. Вопросы остаются открытыми и требуют решения. Для урегулирования сложившейся вопиющей ситуации необходимо продолжить их серьёзное рассмотрение в рамках КБТО, в т.ч. обсудить результаты консультативного совещания и дальнейшие действия на Девятой Обзорной конференции Конвенции. При этом важно не ограничиваться только консультациями и обменом мнениями, а задействовать все имеющиеся в рамках Конвенции инструменты, включая Статью VI КБТО, для проведения расследования нарушений Украиной и США положений Конвенции.

Итоги совещания в очередной раз продемонстрировали критически важную необходимость институционального укрепления Конвенции. На решение данной задачи направлен целый ряд российских инициатив:

– создание в рамках КБТО мобильных медико-биологических отрядов для оказания помощи в случае применения биологического оружия, расследования такого применения и содействия в борьбе с инфекционными заболеваниями различного происхождения и подготовке кадров;

– учреждение в рамках Конвенции Научно-консультативного комитета, который будет осуществлять оценку достижений в сфере науки и технологий, имеющих отношение к Конвенции, и вырабатывать соответствующие рекомендации;

– усовершенствование формата мер укрепления доверия путём включения в форму отчётности данных о военно-биологической активности за рубежом;

– учреждение в КБТО группы правительственных экспертов в целях разработки конкретного механизма реализации статьи VI Конвенции о проведении расследований возможных нарушений КБТО.

Предложение по статье VI КБТО никоим образом не ставит под сомнение независимый статус Механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения химического и биологического оружия (МГС). Наоборот, данные международные инструменты могли бы дополнять друг друга в контексте применения КБТО и Женевского протокола 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

Россия подтверждает заинтересованность в укреплении экспертного и технического потенциала МГС и намерена продолжать вносить вклад в общие усилия мирового сообщества. В плане практического использования МГС важное значение придаём его принципам и процедурам (приложение I документа ООН A/44/561). Однако данные принципы и процедуры, за исключением приложений, не обновлялись с момента их одобрения резолюцией ГА ООН 45/57С от 4 декабря 1990 г. В целях начала работы по обеспечению эффективного задействования МГС Российская Федерация вносит на рассмотрение Первым комитетом ГА ООН проект соответствующей резолюции. Обращаемся с просьбой о его поддержке и соавторстве.

Уважаемый господин Председатель,

Российская Федерация стояла у истоков создания Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и последовательно выступает за её укрепление. Наша страна добросовестно выполняет обязательства, взятые на себя в соответствии с этим международным договором. В 2017 г. на три года раньше заявленного в Организации по запрещению химоружия (ОЗХО) срока мы уничтожили один из крупнейших арсеналов химоружия. Призываем последовать нашему примеру США, у которых имеются все финансовые и технологические возможности для скорейшей ликвидации остающихся запасов отравляющих веществ.

В самой ОЗХО ситуация продолжает деградировать. Евроатлантические союзники во главе с США сознательно проводят разрушительную линию на дальнейшую политизацию деятельности этой технической по своему предназначению многосторонней площадки. Наряду с Сирией уже и Россия подвергается нападкам с ничем не обоснованными обвинениями в нарушении КЗХО. К инсинуациям на тему «дела Скрипалей» и мнимого «отравления» А.Навального уже добавились и обвинения в якобы подготовке выполняющими задачи в рамках специальной военной операции Донбассе союзными войсками России, ДНР и ЛНР применения токсичных химикатов или химоружия. И это на фоне того, что мы, начиная с декабря 2021 г., предупреждали о возможных провокациях со стороны украинских формирований, в т.ч. при непосредственном участии зарубежных спецслужб и частных военных компаний, на объектах химпромышленности на Юге и Юго-Востоке Украины.

Российская Федерация последовательно выступает против безудержной политизации странами Запада деятельности ОЗХО, все более и более отдаляющейся от своего изначального предназначения как ключевого инструмента химического разоружения и нераспространения. Намерены и впредь предпринимать совместно с нашими партнерами и единомышленниками максимум усилий для восстановления на площадке ОЗХО духа консенсуса и авторитета этой международной структуры.

Благодарю за внимание.