Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов»

Г-н Председатель,

Приветствуем в Нью-Йорке нового председателя Остаточного механизма г-жу Грасьеле Гатти Сантану. Новое назначение – это всегда новые ожидания. Наши ожидания предельно просты.

Остаточный механизм изрядно подзатянул с выполнением своего мандата. Если брать за начало отсчета дату учреждения МТБЮ – 25 мая 1993 года – то в следующем году мы отметим 30-летие существования этих органов уголовного правосудия, являющихся вспомогательными органами Совета Безопасности ООН.

Двенадцать лет назад, в 2010 году, Совет Безопасности резолюцией 1966 постановил создать "небольшую, временную и действенную" структуру на замену обоим трибуналам. Одновременно Совет Безопасности напомнил о своем призыве "принять все возможные меры для того, чтобы завершить расследования к концу 2004 года, завершить все судебные процессы в первой инстанции к концу 2008 года и завершить всю работу в 2010 году.

Между тем медленно, но уверенно заканчивается 2022 год. Генеральная Ассамблея рассматривает вот уже десятый ежегодный доклад Остаточного механизма. Однажды запущенная система, похоже, уже живет по своим правилам и не собирается сворачиваться.    

Надо признать, что эксперимент Совета Безопасности с созданием органов международного уголовного правосудия оказался весьма далек от идеала.

И если Международный уголовный трибунал по Руанде при всех его недостатках внес полезный вклад в устранение последствий тяжелейших событий начала 90-х годов в этой стране, то югославское наследие структуры является типичным провальным примером осуществления международной юрисдикции.

Вспомните историю. 24 марта 1999 года без какой-либо санкции Совета Безопасности военно-воздушные силы США, Соединенного Королевства, Франции, Бельгии, Канады, Дании, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Испании и Турции приступили к тотальной бомбардировке Сербии. В течение 78 дней бесконечных воздушных ударов погибли тысячи мирных жителей, разрушены объекты инфраструктуры, промышленные объекты, школы. Серьезные ущерб был нанесен медицинским учреждениям, объектам культурного наследия, местам отправления культа.

Кто-то из западных агрессоров понес ответственность? Конечно нет. Хотя трибунал обладал всей необходимой юрисдикцией для рассмотрения в том числе действий натовского блока. Ушли от ответственности и покрываемые западом косоалбанские боевики – торговцы человеческими органами, хорватские военачальники и прочие многочисленные участники тех кровавых событий.

Поскольку наши западные коллеги не устают расхваливать наследие МТБЮ, означает ли, что именно на таких селективных принципах и зиждется современное правосудие в западном понимании?    

Мы не надеемся, что Остаточный механизм восстановит справедливость. Мы надеемся, что он хотя бы продемонстрирует элементарную гуманность. Нас крайне беспокоит ситуация вокруг генерала Ратко Младича и его состояния здоровья. Хотелось бы напомнить новому руководству Остаточного механизма о требованиях резолюции СБ ООН 2637 от 22 июня 2022 года, согласно которым механизм обязан обеспечивать права содержащихся под стражей лиц в соответствии с применимыми международными стандартами, в том числе касающимися медицинской помощи.

Благодарю за внимание.