Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по теме конфликтов и продовольственной безопасности

Г-н Председатель, 

Приветствуем участие на заседании Генерального секретаря А.Гутерреша, Гендиректора ФАО Цюй Дунъюя и Исполдиректора ВПП ООН Д.Бизли. Признательны за сделанные доклады. Отмечаем также участие в нашей встрече большого количества высокопоставленных представителей различных государств.

Уважаемые коллеги,

Самой заметной тенденцией последнего времени в эволюции политической культуры в западных государствах стало стремление сваливать все проблемы на Россию. После начала нашей СВО на Украине мы отмечаем едва ли не «квантовое ускорение» в продвижении установок на то, что во всем виновата Москва. Сюжеты, связанные с продовольственной безопасностью, стали при этом одними из лидеров среди обвинений в адрес нашей страны.

Сегодняшнее заседание – красноречивое этому подтверждение. Послушать вас, господа, так мы просто хотим  заморить всех голодом, а вы с украинцами только якобы о том и печетесь, как бы спасти жизни голодающих. Картина вроде бы складная, но абсолютно лукавая.

Давайте вспомним, что угроза мирового продовольственного кризиса возникла не в этом году. О возможности «голода библейского масштаба» и «идеальном шторме» участвующий в нашем заседании Исполдиректор ВПП Д.Бизли объявил еще в 2020 г. Тогда критическим угрозам в сфере продбезопасности подвергались 155 млн человек в 55 странах. Среди названных им тогда причин – конфликты, экстремальные погодные явления и экономические потрясения. 

Сожалеем, что у наших коллег – западных членов СБ не хватило смелости прокомментировать первопричины продовольственных и других кризисов в таких странах, как Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия.

Прогнозная оценка числа потенциально голодающих на сегодня – 193 млн человек. Выступая 10 мая от имени Глобальной группы кризисного реагирования по продовольствию, энергетике и финансам, Генсекретарь ЮНКТАД Р.Гринспан заявила, что проблемы физического дефицита продтоваров в мире нет, все дело в системе их распределения. Эксперты по зерновому рынку добавляют – вмешивается также фактор ценовых скачков. И это – далеко не новость. По данным биржевых площадок, годовые темпы роста цен на пшеницу только в 2021 году составили до 25%. К февралю текущего года они более чем на 60% превышали средний уровень за последние пять лет. 

Среди причин подобной ситуации ведущие эксперты прежде всего указывают на такие последствия пандемии COVID-19, как сбои производственно-сбытовых цепочек, удорожание фрахта и страхования. Сказался и резкий рост антикризисных финансовых вливаний в экономику – так, США, ЕС и Япония потратили на это более 8 трлн долл., что разогнало спрос и привело к всплеску инфляции. На этом фоне никуда не делись развязанные накануне торговые войны и застарелые противоречия в регулировании аграрных рынков. В итоге продовольственные запасы оказались на самом низком уровне за последние 5-10 лет, что кратно подстегнуло продовольственные цены и сопутствующие издержки. При этом западные страны фактически оттянули на себя все товарные потоки, ухудшив и без того непростое положение импортозависимых развивающихся стран. 

Важный фактор здесь – навязываемый всему миру скачкообразный переход к «зеленой энергетике», вместо продуманного плавного энергоперехода, а также откровенная политизация энергетического сотрудничества рядом стран. В итоге – безрассудный отказ от энергопроектов и резкий взлет цен на энергоносители. Котировки нефти в 2020-2022 гг. выросли более чем на 22%, а это – солярка для сельхозтехники, бензин для агроперевозчиков, электричество для пищепрома. Рекордно подскочили цены и на газ: в декабре 2021 года спотовая цена на газ пробила психологическую отметку в 2 тыс. долл. за одну тыс. куб м – несмотря на наращивание Россией поставок. Прямое следствие – беспрецедентное повышение цен на минеральные удобрения уже в декабре 2021 г.: на карбамид и селитру – в 3,5-4 раза, на остальные виды – в 2,5-3 раза. Растет цена на удобрение – увеличивается стоимость зерна. Существенной частью проблемы являются спекуляции на западных фьючерсных рынках пищевых продуктов, что также способствовало росту цен на сырье, включая пшеницу, кукурузу и зернобобовые. Плюс не стоит забывать и о неблагоприятных погодных условиях в последние годы, например, в США, Канаде, Австралии, Франции. Одним словом, как вы сами можете убедиться, ни один из этих ключевых факторов нельзя вменить в вину России. И именно они заложили основу для нынешней ситуации на агрорынках.

Тем не менее, места для них в сегодняшних выступлениях наших западных коллег практически не нашлось. Разумеется, не сказали они и об односторонних незаконных экономических санкциях, удушающих целый ряд государств. Все, о чем они сегодня твердили на разные лады: именно СВО России на Украине якобы угрожают миру голодом. А все, что было до этого и о чем я упомянул, по логике наших западных коллег вроде как обнуляется и роли не играет. Понятно, что подобное неприкрытое лукавство может подействовать разве что на неискушенную публику, но никак не на серьезных экспертов.

Правда же, господа, состоит в том, что вы слишком увлеклись тщетными потугами во что бы то ни стало «сломать хребет» российской экономике, изолировать нашу страну. Я не говорю сейчас о неизбежных разрушительных последствиях для ваших собственных экономик. В конце концов, мы не можем ничего поделать с вашим маниакальным стремлением добровольно прострелить себе ногу или даже обе ноги – за последствия этой политики на ваших внутренних рынках вам предстоит держать ответ перед собственными налогоплательщиками и избирателями. Я сейчас имею в виду то, что в контексте активно раздуваемой вами вашей собственной «войны по доверенности» с Россией на Украине вы по сути взяли в заложники весь развивающийся мир, действительно подталкивая его к грани голода. И что бы вы здесь сегодня ни говорили, изменить эту ситуацию, господа, можете только вы. Поясню почему.

Вы утверждаете, что мы якобы блокируем возможность вывоза сельхозпродукции из Украины морским путем. Однако правда в том, что именно Украина, а не Россия продолжает блокировать в портах Николаева, Херсона, Черноморска, Мариуполя, Очакова, Одессы и Южного 75 иностранных судов из 17 государств и именно Украина заминировала акваторию Черного моря. Как тут вести речь о вывозе зерна? Вооруженные силы России ежедневно открывают гуманитарный коридор, представляющий собой безопасную полосу движения судов в юго-западном направлении от территориальных вод Украины. Киев же всячески уклоняется от взаимодействия с представителями иностранных государств-судовладельцев в решении вопроса безопасного выхода заблокированных судов в район сбора. Также сохраняется опасность для мореплавания и инфраструктуры сорванных с якоря украинских мин вдоль побережья причерноморских государств. Россия принимает все необходимые меры для обеспечения безопасного гражданского судоходства в Чёрном и Азовском морях. Эту информацию мы каждый день доводим в т.ч. до руководства ООН. Украина же, как вы видите, таких усилий не предпринимает. Понятно, что без решения этого вопроса говорить о возможности вывоза украинского зерна морем не приходится. 

В этих условиях позитивную роль могли бы сыграть поставки сельхозпродукции и удобрений из России и Белоруссии. Однако на пути нашего экспорта возникает другая искусственная проблема, созданная уже самими западными странами: введенные ими против обеих наших стран незаконные односторонние принудительные меры. Они вредили сельскохозяйственной отрасли и до последних событий на Украине. А после 24 февраля этого года началась настоящая вакханалия – только против нашей страны на сегодня введено в общей сложности более 10 тыс. санкций. Результат – срыв транспортных маршрутов, логистический кризис, угрозы задержки российских судов и запреты на их заход в порты, проблемы с фрахтом и страхованием, ограничение международных коммерческих расчетов – вот лишь неполный список. При этом сложности с банковскими расчетами особенно больно бьют не только по уязвимым частным импортерам, но и по гуманитарным агентствам. Слышали, что это почувствовали на себе и в ВПП ООН. И это не говоря уже о продолжающих дестабилизировать рынки санкционных угрозах запада против нашего энергосектора. 

И не стоит ссылаться на т.н. «санкционные изъятия», появившиеся из-за зависимости западных аграриев от российских и белорусских удобрений. Запуганные правительствами-санкционерами банки и компании все равно вынуждены перестраховываться, что затягивает или зачастую вообще срывает транзакции. Международные эксперты, в т.ч. аналитики ФАО, видят и иные риски от санкций, включая потенциальные сложности с поставками средств сельхозпроизводства в Россию, что грозит сказаться на следующем урожае.

При всем этом хотел бы со всей ответственностью заверить, что наша страна продолжает оставаться ответственным поставщиком как продовольствия, так и энергоресурсов. Госсекретарь А.Блинкин процитировал Заместителя председателя Совета Безопасности России Д.А.Медведева, но суть его высказывания исказил. Он опустил, что Дмитрий Медведев говорил о непоставках продовольствия недружественным странам, которые ввели против нас санкции. Среди страдающих от рисков продбезопасности таких нет. Это наши друзья, которым, как и говорил в том числе Д.Медведев, мы будет поставлять продовольствие. У нас в этом году намечается рекордный урожай пшеницы. В этой связи можем с первого августа и до конца года предложить на экспорт 25 млн. тонн зерна через порт в Новороссийске. Можно обсуждать и другие закупки, в том числе имея в виду, что с июня по декабрь потенциал экспортных поставок удобрений составит не менее 22 млн. тонн. Но если вы не хотите снимать свои по собственному почину введенные санкции, то почему вы обвиняете в продовольственном кризисе нас? Почему от ваших безответственных геополитических игр должны страдать беднейшие страны и регионы? В этих условиях попытки безосновательно переложить вину за эту ситуацию на нас не просто абсурдны, но и кощунственны. Хотел бы спросить Д.Бизли, как обстоят дела с закупками по линии ВПП российского продовольствия и его поставками нуждающимся странам в контексте упомянутых санкций. 

Не могу не остановиться на ситуации с украинским зерном. По данным самих украинских СМИ, еще до начала российской СВО в этой стране ее экспортный потенциал на 2021/2022 маркетинговый год в зависимости от сельхозкультуры был реализован на 60-90%. При этом большая часть имевшейся продовольственной пшеницы – порядка 13 млн тонн – была вывезена за рубеж еще в конце 2021 г., что, по данным украинской прессы, вызвало ее нехватку и повышение цен на хлеб. Больше должно быть запасов кукурузы, но ее основными покупателями являются вовсе не подверженные рискам продбезопасности страны, а государства Евросоюза, закупающие более трети объемов. В этом контексте фиксируемые нами призывы ряда западных чиновников к ускоренному вывозу зерна с Украины, честно признаться, вызывают недоумение. Очевидную перспективу голода в этой стране оставлю за скобками – об этом должны думать киевские власти. Возникает другой логичный вопрос: куда идут эти поставки и какое отношение они имеют к обеспечению продбезопсности в мире? Хочу вновь спросить Д.Бизли: производились ли гуманитарные поставки украинского зерна по линии ВПП с февраля с.г.? Насколько мы знаем, нет. А ведь зерно, если верить заявлениям западных политиков и данным СМИ, вывозится из страны самым активным образом, как железнодорожными эшелонами, так и баржами по Дунаю. Куда же оно идет? У нас есть обоснованные подозрения, что это зерно идет не на нужды голодающих глобального юга, а закачивается в зернохранилища европейских стран. Так, как мы понимаем, Украина расплачивается за поставляемое Западом вооружение. Нечто похожее в истории Украины уже было. В феврале 1918 года по договоренности с правительством ее центральной рады на украинскую территорию вошли немецкие и австрийские войска под предлогом защиты от Советской России. Взамен Киев обязался поставить в Берлин и Вену продовольствие в результате было вывезено 37 тыс. вагонов с провиантом.

Буду признателен, если наши западные коллеги, прежде всего, США и ЕС, версию про зерно в обмен на вооружение, которую выдвигают многие эксперты, сегодня публично опровергнут. А заодно и пояснят, как эти поставки способствуют укреплению глобальной продовольственной безопасности, о которой вы на словах так печетесь.

В заключение хотел бы прокомментировать два заявления Госсекретаря А.Блинкина, который обвинил Россию, по аналогии с блокадой Ленинграда, в блокаде Мариуполя и в том, что русские в нем морили людей голодом. 

Есть огромное количество свидетельств самих мариупольцев о том, что боевики «Азова» отбирали у них еду по известной фашисткой традиции. Наши же военные поставляли гумпомощь с риском для себя, но эти свидетельства наши оппоненты не слушают. 

И последнее. США призывают к коллективным действиям и упомянули вчерашнюю встречу отдельных министров по продовольственному кризису. Это очень показательно иллюстрирует стремление США вместо многосторонности продвигать коалиции по интересам, где можно принимать нужные США решения, вместо того чтобы искать нужные для всех компромиссы. 

Благодарю за внимание!