Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по гуманитарной ситуации на Украине

Г-н Председатель,

Поскольку наши бывшие западные партнеры позорно и трусливо не дали выступить бриферу из Донбасса, сегодня Вам придётся выслушать наше выступление, которое будет дольше обычного.

Г-н Председатель,

Наше обсуждение в СБ гуманитарных аспектов украинского кризиса неизменно проходит по одному и тому же сценарию. Западные страны выпячивают разрушение гражданской инфраструктуры Украины, игнорируя тот факт, что в случае соблюдения киевским режимом норм МГП, в частности, неразмещения тяжелых вооружений и средств ПВО в жилых кварталах, мирные жители не оказались бы в зоне поражения, поскольку наша армия наносит исключительно высокоточные удары по объектам энергетической и транспортной инфраструктуры. Делаем мы это для ослабления военного потенциала Украины, который коллективный Запад всячески пытается укрепить поставками всё новых вооружений. 

Мы уже проводили не одно заседание, показывая, какие баснословные прибыли получают от поставок оружия западные оружейные корпорации. Разумеется, в прекращении боевых действий они не заинтересованы. А их интересы услужливо обслуживают политики. Не далее, чем вчера представитель Белого Дома Джон Кирби в ответ на вопрос о китайском мирном плане на Украине, сказал, что остановка боевых действий на Украине «будет нарушением Устава ООН». А еще ранее в начале марта Секретарь Совета нацбезопасности Украины Данилов посетовал на то, что в его стране становится всё больше людей, которые выступают за мирные переговоры с Россией. Иными словами, киевский режим огорчает то, что украинские граждане хотят мира с нашей страной. Комментарии, как говорится, излишни. Важно, чтобы реальные цели Киева и его западных партнеров понимали в развивающихся странах, когда их в очередной раз будут пытаться мобилизовать на поддержку новых антироссийских инициатив в ГА ООН.

При этом западные страны оставляют «за скобками» методичные и целенаправленные обстрелы ВСУ гражданских объектов на Донбассе, продолжающиеся уже 9 лет. Поэтому мы считаем своей задачей сегодня для «полноты картины» сосредоточиться именно на том, о чём наши западные коллеги не скажут.

Наша сегодняшняя докладчица Дарья Морозова, выступления которой так испугались наши бывшие западные партнёры, планировала дать ретроспективу разрушительного внутриукраинского конфликта и последовавшего гуманитарного кризиса, спровоцированных антиконституционным госпереворотом в Киеве в феврале 2014 года. Ей как уроженке Донбасса это было бы сделать сподручнее, однако некоторыми тезисами из приготовленного ею выступления она попросила нас поделиться.

Массовые мирные протесты в крупных русскоговорящих регионах стали естественным ответом на антиконституционные действия новой власти. Люди вышли на улицы в надежде быть услышанными. Единственным требованием была встреча с представителями Киева. 

Вместо этого в нарушение ст. 17 Конституции Украины, запрещающей использование вооруженных сил Украины и незаконных вооруженных формирований с целью ограничения прав и свобод граждан, киевский режим направил армию для подавления мирных митингов с применением авиации, артиллерии и вооружения массового летального действия. 

Свои военные преступления киевский режим оправдывал проведением так называемой антитеррористической операции, Указ о которой был подписан 14 апреля 2014 года лицом, незаконно наделенным конституционными президентскими полномочиями. При этом ни ДНР, ни ЛНР на протяжении всего конфликта на юго-востоке Украины так и не были официально признаны террористическими организациями и, соответственно, не могли подпадать под международные критерии определения таковыми.

Еще в 2014 году по заключению Международного Комитета Красного Креста конфликт на Украине был признан внутренним, то есть – гражданской войной. 

Помимо открытых боевых действий, Киев начал жестокое подавление мирного населения путем внедрения социально-экономических ограничений. Регион подвергся экономической блокаде – были прекращены выплаты всех социальных пособий, включая пенсии, а также обслуживание банками счетов населения и предприятий; продовольственной блокаде – была заблокирована логистика по доставке продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; транспортной блокаде; информационной блокаде – реальная информация о событиях на Донбассе массово заменялась националистической пропагандой. Кроме этого, Украина прекратила работу всех государственных органов, ведомств и организаций на территории региона. Таким образом, местные жители были лишены возможности получения элементарных государственных услуг, социальной помощи и оформления таких обязательных документов, как паспорт, свидетельства о рождении и смерти. То есть возможности осуществления любых действий, подтверждающих их гражданский статус. 

В декабре 2014 года и в марте 2017 года социально-экономические ограничения в отношении региона были закреплены на законодательном уровне. Тем самым Киев легализовал решения против собственного населения.

Указанные шаги привели к непоправимым последствиям. Так, с начала конфликта и по состоянию на 24 февраля 2022 года в результате вооруженной агрессии со стороны Украины на территории ДНР погибли 4374 человека, в том числе 91 ребенок. Почти 8 тыс. мирных жителей получили ранения различной степени тяжести. В том числе 323 ребенка, не менее 27 из них получили инвалидность.

Огнем украинских вооруженных формирований к началу спецоперации было разрушено свыше 23 тыс. частных жилых домостроений и порядка 5 тыс. многоквартирных домов. Отдельные населенные пункты фактически стерты с лица земли. Было разрушено порядка 850 объектов сферы образования, 350 объектов здравоохранения и 800 объектов сферы ЖКХ, обеспечивающих снабжение потребителей Республики газом, водой, теплом и электроэнергией. 

Только в период с 2017 года по 17 февраля 2022 года по территории Республики было выпущено более 339 тыс. боеприпасов различного калибра.

Международное сообщество не давало объективной реакции и относительно действий представителей Украины, направленных на саботаж Минского процесса. За эти годы по вине Киева не был выполнен ни один из пунктов Минского протокола и Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Как официальный представитель ДНР в Минской группе по гуманитарным вопросам Дарья Морозова заверяет, что представители Киева не были нацелены на достижение каких-либо договоренностей. Более того, саботировали любые подвижки, которые могли остановить кровопролитие. От себя добавлю: в этом их поощряли западные покровители. 

На фоне отсутствия мирных целей в переговорном процессе в начале 2022 года нарастала напряженность на линии соприкосновения, наблюдались откровенные провокации со стороны Киева. Только за неделю, которая предшествовала объявлению массовой эвакуации на Донбассе, в нарушение договоренностей о прекращении огня украинские вооруженные формирования выпустили по территории ДНР почти сотню снарядов, запрещенных Минскими договоренностями. Кроме этого, украинские солдаты получили прямой приказ командующего ВСУ Залужного открывать огонь без согласования, по собственному усмотрению. Были зафиксированы факты применения дронов с самодельными взрывными устройствами для нанесения ударов по мирным жителям. Накануне событий Украина начала усиливать свои позиции на фронте не только личным составом, но и вооружением массового поражения. 

Киев готовился к полномасштабной военной операции на Донбассе, которая была запланирована на начало марта 2022 года. Это стало понятно, после обострения и резкого возрастания военной активности ВСУ. 

С началом СВО по мере освобождения городов Донбасса вскрываются новые факты массовых военных преступлений украинской власти, и их количество увеличивается по мере продвижения линии фронта. Так, зафиксированы многочисленные свидетельства мирных жителей, подтверждающие, что вооруженные формирования Украины препятствовали мирным жителям в эвакуации из зон боевых действий. Людей использовали в качестве «живого» щита, например, в городах Мариуполь, Волноваха, Соледар. При отступлении украинская армия целенаправленно уничтожала уцелевшие в ходе боев объекты гражданской инфраструктуры и жилые дома. 

За год СВО только по территории ДНР в границах до начала спецоперации зафиксировано более 15,5 тыс. фактов ведения огня со стороны ВСУ. Из них свыше 15 тыс. – с применением тяжелого вооружения. Противник выпустил по территории Республики более 100 тыс. боеприпасов различного калибра, включая 39 ракет из ОТРК «Точка-У», свыше 220 ракет РСЗО HIMARS, более 250 ракет РСЗО БМ-27 «Ураган» и порядка 13 тыс. ракет РСЗО калибром 122 мм, а также 21,5 тыс. снарядов калибром 155 мм. 

С июля 2022 года ВСУ применяют в отношении мирного населения Республики противопехотные мины нажимного действия ПФМ-1 «Лепесток». С их помощью Украина дистанционно минирует густонаселенный жилой сектор ДНР. В Республике зарегистрировано свыше 90 случаев подрыва мирных жителей, в том числе 9 детей, на минах ПФМ-1 «Лепесток». Один из пострадавших в результате ранения скончался в больнице. У многих диагностирована травматическая ампутация конечностей.

В попытках спровоцировать гуманитарную катастрофу в регионе, Киев совершает теракты и провокации на объектах жизнеобеспечения Донбасса. В частности, бьет по водоснабжающей и энергетической инфраструктуре. В результате таких террористических действий было полностью прекращено поступление воды на территорию Республики из главной артерии – канала «Северский Донец – Донбасс». В связи с этим сегодня в большинстве городов ДНР централизованное водоснабжение осуществляется по графику – один раз в трое суток в течение нескольких часов. Подается техническая вода. Питьевую воду люди вынуждены покупать или получают в виде гуманитарной помощи.

Также зафиксированы массовые факты пыток и казней пленных на Украине. Гражданские лица на подконтрольных Киеву территориях подвергаются политическому преследованию и репрессиям по идеологическим мотивам со стороны спецслужб.

Действуя с особым цинизмом, Украина не только нарушила все существующие положения и нормы международного гуманитарного права, но и продемонстрировала пренебрежение основополагающими принципами человечности, гуманизма и милосердия. Причем под каток неонацистской ненависти попали как жители народных Республик Донбасса, так и граждане, которые до начала СВО проживали на подконтрольных Киеву территориях.

Повторю: то, что я сейчас озвучил (а это часть брифинга, который должна была сделать Дарья Морозова), это фактически «прямая речь» жителей Донбасса, которых на Западе упорно пытаются игнорировать. И прежде всего ради спасения жизни которых год назад была запущена СВО.

Со своей стороны отмечу, что за последний месяц мы лишний раз убедились в террористическом и бесчеловечном характере киевского режима. 2 марта в двух селах Брянской области члены украинских вооруженных формирований совершили террористическую вылазку, в ходе которой они напали на автомобиль, перевозивший троих детей в школу, убили водителя и ранили 11-летнего мальчика Фёдора. Он, тем не менее, выбрался из автомобиля, помог покинуть его двум девочкам-первоклассницам и вместе с ними, спасаясь от террористов, начал искать укрытие в ближайшей лесополосе. Раненый мальчик проявил себя вне всяких сомнений как настоящий мужчина. Чего нельзя сказать об украинских боевиках, которые стреляли убегающим в лес детям в спину – пытаясь не оставить никаких свидетелей диверсионной группы. Ровно так же, как боевики украинских националистических батальонов стреляют по русскоязычным жителям городов Донбасса, пытаясь выдать это за преступления российской армии. Подобных свидетельств у наших следственных органов уже набралось предостаточно.

Это было спланированное, осознанное нападение на мирных жителей сёл, где не было никаких военных объектов. Иными словами – настоящий теракт. Его исполнители – участники некого мифического «русского добровольческого корпуса», являющегося подразделением «иностранного легиона» ВСУ и действующего по приказам военного руководства Украины. Режим Зеленского попытался откреститься от этой диверсии, уж слишком вопиющим и отталкивающим выглядит это преступление. Однако лидер диверсионной группы заявил, что акция была согласована с киевским режимом и осуществлялась при его прямом содействии.

Кстати сказать, этот персонаж является известным, в том числе в Европе, неонацистом и расистом, которому запрещен въезд в ЕС. Неудивительно, что как и другие люди с подобными воззрениями, он вольготно чувствовал себя на Украине и безнаказанно совершал свои преступления с одобрения киевского руководства. Не очень понятно, что подобными хладнокровными убийствами детей пытается добиться киевская власть. Повышения уровня поддержки Запада? Если Запад готов поддерживать режим, совершающий подобные вопиющие деяния, то нет, наверное, такого преступления, которое Запад не был бы готов покрыть в своём маниакальном и тщетном стремлении добиться поражения России на поле боя.

Мы в целом получаем все больше свидетельств того, что западные государства напрямую вовлечены в конфликт не только через накачку Киева вооружениями, но и через прямое участие своих военных специалистов.

Так, разоблачающие показания российским органам правопорядка дал бывший американский военнослужащий, записавшийся в так называемый «иностранный легион» ВСУ и националистический батальон «Карпатская сечь» Джон Макинтайр. Переданные им документы, карты и другая информация подтверждают непосредственную координацию действий ВСУ на поле боя сотрудниками военного и разведывательного ведомств США. 

Эти показания лягут в том числе и в основу правовой оценки степени вовлеченности и соучастия иностранных должностных лиц в преступлениях киевского режима против мирного населения. Д.Макинтайр также рассказал о чудовищных пытках, которые применяли к военнопленным боевики украинских формирований. Эти и другие свидетельства наши оппоненты, рисующие в своем воображении некие «военные преступления России», просто проигнорируют. Однако украинские и западные садисты и преступники не останутся без наказания. В России уже действует международный общественный трибунал, собирающий свидетельские показания и документирующий их. Готовится к запуску и работа и по созданию полноценного международного трибунала, опирающегося на международное право, а не на «порядок, основанный на правилах», которые формулируют под свои интересы государства коллективного Запада. 

На примере стрельбы по российским детям в Брянской области понятно, как киевский режим относится к детям. В условиях безответственной и агрессивной политики украинских властей главами ДНР и ЛНР еще до начала СВО в феврале 2022 г. было принято решение об эвакуации гражданских лиц, включая детей, на территорию Российской Федерации. По состоянию на 27 февраля 2023 г. с начала СВО на территорию Российской Федерации эвакуированы около 4,5 млн человек, из которых порядка 690 тыс. детей. Подавляющее большинство эвакуированных детей прибыло в Россию в сопровождении своих родителей, опекунов и попечителей. В этой связи вызывают недоумение многочисленные спекуляции на тему прибытия в нашу страну огромного числа «несопровождаемых детей».

Россия в ходе двустороннего взаимодействия c УВКПЧ, ЮНИСЕФ и МККК предоставляет достоверную информацию о предпринимаемых нашей страной мерах по недопущению нарушений международного гуманитарного права в отношении детей. С тем, чтобы пресечь спекуляции на этой теме, ставшей популярным сюжетом в работе киевских и западных пропагандистов, в начале апреля мы организуем неформальное заседание СБ по «формуле Арриа» по этой теме.

Г-н Председатель,

Многие сегодня здесь затрагивали тему «Черноморской зерновой инициативы», а если быть точнее – «пакетной сделки», продление которой на 60 дней может состояться завтра. Хотел бы в завершение подробно остановиться на нашей позиции на этот счёт.

22 июля прошлого года в Турции были подписаны два «пакетных», т.е. носящих взаимосвязанный характер, соглашения. Одно, которое на тот момент было призвано решать гуманитарные задачи по снабжению продовольствием голодающих во всем мире, – между Россией, Турцией и Украиной по вывозу из трех портов в Черном море продовольствия и удобрений. Второе – между Россией и Секретариатом ООН – о содействии продвижению российских продовольствия и удобрений на мировые рынки. Именно его наши западные коллеги в упор не хотели замечать, избегая даже упоминаний о нём в проектах продуктов СБ. И это – второе соглашение – не выполняется ни на йоту. 

К выполнению т.н. «зерновой инициативы», призванной способствовать вывозу зерна из украинских портов, у нас и у многих также есть много вопросов. Главный из них – почему вдруг она превратилась из гуманитарной в коммерческую? Ведь именно на это чётко указывает статистика. Весьма спорно и её влияние на продовольственные цены в мире. А в беднейшие страны поступило не 65% или 66% поставок, как говорили сегодня в этом зале, а всего лишь около 3%.

В частности, по данным ЮНКТАД, несмотря на то, что цены на продовольствие упали с рекордно высоких значений в начале прошлого года, до уровня 2021 года они не дотягивают более, чем на 20%. Усугубляются и внутренние проблемы в развивающихся странах по причине обесценивания местных валют и это на фоне укрепления американского доллара в 2022 году. 

А кто же, как вы думаете, получает прибыль от подобной ситуации? Главными бенефициарами роста цен на продукты питания и дестабилизации цепочек их поставок являются крупнейшие западные агрокорпорации. Речь идет о т.н. «большой четверке» (американские «Archer Daniels Midland», «Bunge» и «Cargill», а также нидерландская «Louis Dreyfus»), на долю которых приходится от 75% до 90% глобального торгового оборота товаров АПК. В 2022 г. одна только «Cargill» нарастила объемы продаж на 23% до 165 млрд. долл., зафиксировав рекордную чистую прибыль в 5 млрд. долл. Какие уж тут бонусы для развивающихся стран.

Кстати, не стоит забывать и о том, что вследствие бесконтрольного вывоза продовольствия из Украины эта страна рискует столкнуться с самым настоящим голодом, об этом прямо говорят многие эксперты. И Россия тут ни при чём.

В этом же ряду остро стоит вопрос захвата западными компаниями черноземных пахотных земель в этой стране. За последние 10 лет количество таких земель, перешедших под контроль иностранцев, превысило 4 млн. гектар или 10% всех плодородных земель Украины. 

Причем все эти процессы пытаются скрыть от мировой общественности за традиционной мантрой о российской агрессии и обвинениями нашей страны в создании продовольственного кризиса и провоцировании роста цен на продовольствие. Это, разумеется, абсолютная ложь. Даже в резолюции ЕП «О доступности удобрений в ЕС» от 16 февраля прямо говорится о том, что высокие цены в агросекторе наблюдаются последние два года. Впрочем, это не мешает Брюсселю провоцировать дополнительные риски в сфере продбезопасности бедных стран за счет все новых антироссийских рестрикций. 

Г-н Председатель,

Меморандум Россия-ООН попросту не работает. То, что он крайне выгоден для развивающихся стран никого не волнует. В итоге ООН устами официального представителя Генсекретаря пришлось-таки признаться, что у Организации нет рычагов для вывода операций с российским сельхозэкспортом из-под западных санкций. Еще раз подчеркну: эта ситуация негативно сказывается не на России – наша экономика назло нашим недругам уверенно развивается – а на развивающемся мире. Ну а раз вся забота о нём наших западных коллег – всего лишь слова, а настойчивые усилия Генсекретаря ООН не приносят результата, мы тоже не будем с этим мириться.

В этой связи 13 марта в соответствии с п.Н трехстороннего соглашения мы официально уведомили нотами турецкую и украинскую стороны, что не возражаем против продления после 18 марта его действия на 60 дней, т.е. до 18 мая. 

Дальнейшие шаги будут зависеть от прогресса в решении обозначенных нами проблем. 

Подытоживая. Если в Вашингтоне, Брюсселе и Лондоне действительно заинтересованы в продолжении экспорта продовольствия из Украины по морскому гумкоридору в своих интересах, то у них есть два месяца, чтобы при содействии ООН вывести из-под своих санкций всю цепочку операций, сопровождающих российских сельскохозяйственный экспорт. В противном случае нам непонятно, как будет работать «пакетная» концепция Генсекретаря ООН в рамках «стамбульских договоренностей».

Г-н Председатель,

В отношение объявления о сегодняшнем ордере, выданном МУС, о котором тут сегодня упоминали. Это предвзятая, политизированная и некомпетентная международная судебная инстанция в очередной раз доказала свою ущербность. МУС – это марионетка в руках коллективного Запада, которая всегда готова осуществлять псевдоправосудие по заказу. Особенно цинично, что юридически ничтожные решения были обнародованы накануне 20-летия со дня незаконного вторжения США в Ирак, где МУС обладал юрисдикцией, но не сделал ровным светом ничего для привлечения виновных к ответственности. Российская Федерация не является участником Римского статута. МУС не обладает юрисдикцией в отношении России и ее граждан. Рассматриваем любые исходящие от этого органа документы как незаконные и ничтожные. По всем признакам МУС действительно встал на путь самоликвидации, прежде всего в том, что касается авторитета и международного признания. В этом суждении мы не одиноки. Позвольте привести неожиданную цитату советника Президента США по нацбезопасности Джона Болтона от 2018 года: «Мы позволим МУС умереть самостоятельно. В конце концов, во всех смыслах МУС уже нет».

Благодарю Вас.

 

Видео выступления