Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН в связи с годовщиной резолюции СБ, утвердившей Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

Г-жа Председатель,

Восемь лет назад, 17 февраля 2015 года, Совет Безопасности принял резолюцию 2202, которая утвердила Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Резолюция сделала эти договоренности единственной правовой основой урегулирования внутриукраинского конфликта, получившей, через СБ ООН, поддержку всего международного сообщества. После этого Совет регулярно, прежде всего по нашей инициативе, собирался для рассмотрения хода выполнения Минска. В 2018 году было принято заявление Председателя Совета Безопасности в поддержку этого процесса. И тем не менее, минский процесс провалился, став очевидной неудачей Совета в области превентивной дипломатии, которую многие из вас называют одной из важнейших задач этого органа.

Не знаю как вас, а нас такая ситуация крайне разочаровывает. Она подрывает авторитет СБ, не справившегося со своей прямой функцией – поддержанием международного мира и безопасности. Предлагаю сегодня поговорить о том, что пошло не так, извлечь уроки из произошедшего.

Наших бывших западных партнёров, которые сейчас по привычке начнут зачитывать мантры о том, что во всём виновата Россия, я хотел бы попросить оторваться от бумажек и ответить на один простой вопрос. Как получилось так, что, повторяя каждый год в этом зале тезисы о поддержке минского процесса, подписывая с нами документы, вы держали «камень за пазухой» и прекрасно знали, что минский процесс для вас – всего лишь «дымовая завеса» для перевооружения киевского режима и его подготовки к войне против России во имя ваших геополитических интересов? 

Недавние признания Франсуа Олланда, Ангелы Меркель и Бориса Джонсона не оставляют никаких сомнений в том, что на Западе лишь имитировали конструктивный процесс. Заявление же Генсека НАТО Йенса Столтенберга о том, что Альянс с 2014 года готовился к войне с Россией, раскрывает план по геополитическому сдерживанию и ослаблению нашей страны, который пытается быть реализованным на наших глазах.

Откровения П.Порошенко и В.Зеленского всю эту «преступную схему» красноречиво характеризуют. Состав преступления налицо, мотив – понятен. Метод – забалтывание международной общественности абсурдными утверждениями о том, что Минские соглашения не выполняет именно Россия, которая в них, как известно, даже не упоминается.

У нас есть вопрос к г-ну Сайдику. Прошу ответить на него предельно откровенно, если у Вас это получится. Понимали ли в ОБСЕ в целом и в СММ в частности, что они попросту используются, сознательно или «втёмную» в этом дешёвом спектакле? Осознают ли в Вене свою вину и ответственность? Ведь сейчас совершенно очевидно, что поставленные перед Миссией задачи были провалены. Более того, СММ в последние годы вообще скатилась к крайне политизированным и односторонним подходам. Так, Миссия, вопреки своему мандату, свернула контакты «на местах» с руководством и большинством официальных лиц ДНР и ЛНР, требуя, чтобы в Донецке и Луганске публично подтвердили свою лояльность Киеву.

Сотрудники ОБСЕ в упор не замечали прогрессировавшую на Украине русофобию и агрессивную украинскую националистическую идею. Неудобные для Киева и ВСУ факты, такие как убийства украинскими формированиями мирных жителей Донбасса, зачастую ретушировались или прятались от глаз широкой общественности в закрытые отчеты. В результате из Миссии, по сути, сделали ангажированный инструмент для выгораживания киевского режима и давления на власти Донецка и Луганска вместо диалога. Такие подходы поставили под удар усилия всей ОБСЕ по содействию мирному урегулированию конфликта на востоке Украины.

Неужели Вы, г-н Сайдик, с Вашим солидным опытом этого не понимаете? И неужели Вы не осознаёте, что из-за этой «круговой поруки», этого непрерывного вранья, в котором структурам ОБСЕ отводилась вполне конкретная роль, доверие к европейским многосторонним институтам оказалось подорвано до критического уровня? Как, когда и с чьей подачи они оказались заложниками бесчинствующих в своей русофобии поляков, прибалтов и других младоеевропейцев, не скрывающих сегодня своих планов по расчленению России и захвату её природных ресурсов? Если не верите этим словам, послушайте евродепутата из Польши Анну Фотыгу, опубликовавшую соответствующий манифест в издании «Euractiv». 

Хотели бы также обратить внимание на роль еще одного органа, руководителя которого мы хотели, но, к сожалению, не смогли сегодня услышать. С самого начала украинского кризиса в 2014 году Секретариат ООН занял страусиную позицию. Мы не слышали из уст его представителей прямой критики в адрес Киева даже тогда, когда тот вел настоящую войну против своих граждан в восточных регионах. Не слышали и призывов к прямому диалогу с Донбассом, как того требовала резолюция СБ ООН 2202. Якобы у ооновцев на это не было полномочий. А что, единогласно принятая резолюция СБ – это не полномочия?

При этом с первых дней специальной военной операции Секретариат вслед за западными странами тиражирует антироссийские штампы и прямые претензии в адрес России, утверждая при этом, что руководствуется решениями Генеральной Ассамблеи. Неконсенсусными, хочу это подчеркнуть, решениями. В одном из которых вообще вопреки здравому смыслу, ооновским традициям и даже просто приличиям есть ссылка на позицию Генсекретаря. Вот к чему пришли чиновники ООН, пытаясь не замечать нарушений Минских соглашений и уходить от оценок, которые могли разозлить коллективный Запад. А сегодня многие говорят о том, что ООН обязательно должна сыграть роль в посредничестве между Россией и Украиной. А как вы думаете, с учётом того, что я сказал, можем мы доверять такому посредничеству? Где гарантии, что теперь Секретариат будет вести себя по-другому?

Г-жа Председатель,

Отказ от выполнения Минских соглашений оказался трагедией для Украины, произошедшей из-за преступной политики украинского руководства, подзуживаемого коллективным Западом. Уверены, что украинский народ еще даст этому преступлению свою оценку. Ведь нынешний лидер страны г-н Зеленский был выбран на свой пост в 2019 году заметным большинством голосов именно потому, что обещал стране национальный диалог, защиту русского языка и межнациональное согласие. Однако, избравшись, продолжил курс на конфронтацию с Россией, позабыв свою предвыборную программу в угоду геополитическим амбициям Запада. 

Коллеги, я сейчас обращаюсь именно к западным членам СБ. Жить как прежде уже, понятно, у нас не получится: вы уже проявили достаточно глубоко прятавшейся в вас русофобии, чтобы мы поняли, что именно она и стремление уничтожить нашу страну, причем по возможности, чужими руками, это всё, что вами на самом деле движет. Что вам не интересно строить систему европейской и евроатлантической безопасности вместе с Россией, для вас она может быть только против России. 

У нас не осталось к вам никакого доверия, и никаким вашим обещаниям мы больше не можем верить. Ни в отношении нерасширения НАТО на Восток, ни о нежелании вмешиваться в наши внутренние дела, ни о стремлении жить в мире и добрососедстве. Вы в полной мере проявили свою недоговороспособность и коварство, сначала создав на наших границах неонацистский и националистический улей, а потом и разворошив его.

И мы прекрасно узнали красную цену вашим ценностям после того, как вы закрыли глаза на формирование на Украине жесточайшей и русофобской диктатуры, с уничтожением малейших проявлений свободы слова и политических взглядов.

Пока никаких оснований верить в то, что вы все-таки способны выйти из этого порочного круга вранья и самообмана, у нас не появилось. И чем больше вы нам будете сегодня вопреки очевидным фактам читать сказки о том, как Россия не выполняла Минские соглашения, тем больше людей поймет, что у нас не было выхода, кроме как защитить нашу страну, защитить ее от вас, защитить нашу идентичность и наше будущее.

Благодарю Вас.