Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответные слова заместителя Министра иностранных дел С.В.Вершинина на брифинге СБ по письму Постпреда России S/2014/264 в связи с семилетием принятия резолюции Совета 2202 (2015), утвердившей Комплекс мер по выполнению минских соглашений

Хотели бы поблагодарить за высказанные оценки заместителя Генсекретаря ООН Розмари Дикарло, Спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ в минской контактной группе Микко Киннунена и Главу Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Халита Чевика. Признательны г-же Татьяне Монтян за ценную весьма информацию из первых рук о том, как реализуются на практике решения Совета Безопасности ООН по урегулированию внутриукраинского конфликта.

Дата сегодняшнего заседания выбрана нами неслучайно – в этот день семь лет назад Совет Безопасности ООН своей резолюцией 2202 единодушно утвердил Комплекс мер по выполнению Минских соглашений в качестве единственной международно-правовой основы урегулирования гражданского конфликта на востоке Украины. Именно поэтому основной задачей сегодняшней встречи мы видим подтверждение Совбезом ООН безальтернативности этого судьбоносного для Украины документа.

К сожалению, спустя 7 лет у нас появляется всё больше оснований полагать, что реализация минского Комплекса мер в планы наших украинских соседей по-прежнему не входит. Они уже говорят об этом в открытую. Приведу лишь несколько наиболее свежих примеров.

Буквально вчера вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук утверждала, что «никаких новых законов (об особом статусе Донбасса), никаких согласований напрямую не будет». И это после разговора В.Зеленского с канцлером О.Шольцем. Она, кстати, тогда же призналась, что никакого давления со стороны Запада по выполнению «Минска» Киев не ощущает.

4 февраля в интервью украинскому телеканалу «1+1» мининдел Украины Д.Кулеба заявил, что минские соглашения не могут быть выполнены «на российских условиях», к которым он почему-то отнес прямой диалог между Украиной и Донбассом. Хотя это условие четко зафиксировано в Комплексе мер. Эту же мысль проводил глава офиса президента Украины А.Ермак на недавней встрече политсоветников в нормандском формате в Париже.

Ранее 2 февраля Д.Кулеба утверждал, что «ни один регион Украины не будет иметь права вето на общегосударственные решения. Это высечено в камне! Так что никакого особого статуса, как представляет Россия, никакого права вето не будет».

Днем ранее 1 февраля В.Зеленский тоже напомнил всему миру о недоговороспособности Украины. Намекая на наличие «альтернативного» решения конфликта в Донбассе он сказал, что «в Киеве по-разному относятся к порядку выполнения тех или иных пунктов минских соглашений».

31 января в интервью агентству «Associated Press» Секретарь совета национальной безопасности и обороны Украины А.Данилов заявил о том, что «выполнение Минских соглашений означает разрушение страны. Когда они были подписаны под дулом русских пушек, а немцы и французы смотрели, - всем разумным людям уже было ясно, что реализовать эти документы невозможно».

Украинские политики последовательно пытаются укоренить на Западе мнение о том, что Минские соглашения противоречат интересам Украины. Но если задача построения мира на своей земле входит в национальные интересы Украины, подобных утверждений быть не должно.

Другая распространенная отговорка подобного рода – о том, что, якобы, некие свои обязательства по Минским соглашениям не выполняет Россия. Не исключаю, что подобные утверждения мы услышим и сегодня. При этом очевидно, что для такой постановки вопроса нет никаких оснований, так как упоминания России в тексте Минских соглашений нет. Приведу только одно мнение на этот счет, причем не кого-либо, а бывшего судьи Конституционного суда Украины Виктора Шишкина, который недавно предложил открыть уголовные дела против причастных к подписанию «Минских соглашений» Леонида Кучмы и Петра Порошенко. Последний обвиняется в том, что, цитирую “«Минск» предусматривает 20 обязательств для Украины, 6 – для ОБСЕ, 2 – для Донбасса и ни одного для России”.

Уважаемые коллеги, позвольте мне еще раз кратко напомнить содержание документа, которому посвящено наше сегодняшнее заседание. Перечислю его по пунктам, порядок выполнения которых чётко прописан и не может быть изменён.

  1. Прекращение огня;
  2. Отвод вооружений;
  3. Мониторинг ОБСЕ;
  4. Начало диалога Киева с Донбассом;
  5. Амнистия;
  6. Обмен удерживаемыми лицами;
  7. Гуманитарный доступ;
  8. Отмена экономической блокады;
  9. Передача Киеву контроля над границей, если выполнен п.11;
  10. Вывод иностранных формирований и наемников;
  11. Новая Конституция, закрепляющая особый статус Донбасса;
  12. Согласование порядка проведения выборов;
  13. Интенсификация работы контактной группы в Минске.

Спустя семь лет очевидно: ни одно из положений «Комплекса мер» Украиной полноценно не выполнено. Начиная с первого пункта – прекращения огня. Корень проблемы – систематическое нежелание Киева вступать в прямой диалог с полномочными представителями Донецка и Луганска в Контактной группе. И это при том, что такой диалог прямо предусматривается пунктами 4, 9, 11 и 12 этого документа. Это не какое-то наше «требование», а зафиксированное в документе обязательство Украины. И именно его наши соседи всё громче ставят под сомнение, рискуя таким образом разрушить весь минский процесс с губительными для Украины последствиями.

Украина упорно отказывается от реализации положений Комплекса мер о прямом диалоге с Донбассом о порядке временного самоуправления, восстановления социально-экономических связей и проведения конституционной реформы для закрепления особого статуса региона. В настоящее время в Верховную Раду внесен несогласованный с Донбассом законопроект о децентрализации, не предусматривающий особого статуса региона.

Украинская сторона взяла курс на полный отказ от прямого взаимодействия с Донбассом в рамках координационного механизма, предлагая различные варианты, не позволяющие эффективно реагировать на случаи нарушения режима прекращения огня. 

Попытки переложить ответственность на Россию, выставить её стороной конфликта, несостоятельны и не имеют под собой никаких оснований. 

Не могу не сказать, что нас крайне разочаровывает как минимум «страусиная» позиция наших западных коллег, пытающихся не замечать эти очевидные вещи. Удивляет также, что уводя в тень минский Комплекс мер, они делают акцент на работе в Нормандском формате. Хочу напомнить, что Нормандский формат, согласно Приложению 2 Резолюции 2202 СБ ООН, является «контрольным механизмом по выполнению минских соглашений», а отнюдь не форматом согласования новых решений.

На протяжении семи лет Россия на всех возможных площадках призывала западных покровителей Киева надавить на своих подопечных для выполнения Минских соглашений. Вместо этого они занимались полностью противоположным. Растущее чувство безнаказанности и вседозволенности подстрекало «горячие головы» в Киеве на бесконечные новые отговорки и военные авантюры против собственного народа.

В результате мы имеем то, что имеем. Тысячи жертв внутреннего вооруженного конфликта. Многомиллионное население Донбасса по-прежнему выставляется чужим в собственной стране. Против него направлены дула автоматов, снайперских винтовок и гаубиц, нацелены ударные беспилотники. А украинские представители продолжают придумывать новые поводы не выполнять свои обязательства и отдавать приказы на обстрелы мирного населения.

Вы знаете, что такое «Аллея ангелов»? Это мемориальный комплекс в Донецке в память о детях, погибших от рук украинских военных. Таких, как те, которые погибли на детском пляже донбасского города Зугрэс. 13 августа 2014 он стал мишенью для ВВС Украины. В результате обстрела тогда погибли более 20 человек, десятки получили ранения.

Местная жительница 24-летняя Анастасия Рубан была на том пляже вместе со своим двухлетним сыном Максимом, когда ВСУ начали обстрел города из ракетной системы залпового огня. Один из снарядов разорвался прямо рядом с ними. «Вокруг всё было в дыму, в крови, на земле лежали окровавленные тела детей», — вспоминает девушка.

Этот и многие другие подобные эпизоды собраны Следственным Комитетом России и медиахолдингом «RT» в подборке преступлений украинских военных с применением запрещенных средств и методов ведения войны. Наше представительство при ООН распространило вчера эти материалы среди государств-членов Совета Безопасности ООН. Попрошу посмотреть эти материалы, но и попрошу быть готовым к тому, что вы увидите ужасные сцены.

О том, как Киев «привержен» выполнению обязательств по Комплексу мер свидетельствует и похищение в октябре прошлого года наблюдателя от Луганска в Совместном центре по координации и контролю Андрея Косяка. Г-н Киннунен, были бы Вам признательны за рассказ об этом эпизоде. Знаем, что этот вероломный поступок стал прямым нарушением пункта 5 Комплекса мер, который запрещает «преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».

Уважаемые коллеги,

В завершении хотел бы выразить надежду, что представители западных стран удержатся от соблазна в угоду телекамерам превратить наше сегодняшнее заседание в площадку для безосновательных, агрессивных словесных упражнений и вынести на него свои ничем не подтвержденные обвинения в том, что Россия якобы собирается напасть на Украину. Мне кажется, уже было достаточно спекуляций на эту тему, в т.ч. и на созванном США заседании СБ 31 января. Мы давно уже всё, что требовалось, пояснили и заявили, объявленная вами дата мнимого вторжения уже прошла, поэтому наверное не надо ставить себя в неловкое положение.

Благодарю за внимание!

 

Ответное слово:

Я внимательно выслушал сегодняшнюю дискуссию и выступления коллег. Хотел бы остановиться на некоторых вопросах, которые были затронуты. Во-первых, хочу обратить внимание на ненужную спекуляцию в отношении обращения депутатов Госдумы России к Президенту В.В.Путину с просьбой о признании Донбасса. 

Скажу главное - речь идет о предложении рассмотреть этот вопрос, хотя сама его постановка отражает настроения как в российском обществе, так и на Донбассе, население которого на протяжении семи лет подвергается обстрелам со стороны украинской армии. Сегодня об этом говорилось. 

Не стоит также забывать, что сотни тысяч жителей этого украинского региона имеют российское гражданство и, наверное, другого выбора у них не было, после того как Украина прекратила выполнение своих социальных обязательств перед дончанами и луганчанами. 

Однако еще раз подчеркну, что речь идет об инициативе, об обращении депутатов Госдумы России. Поэтому важно сконцентрироваться на выполнении Минских соглашений, о чем сегодня многие говорили, а не на спекуляциях на этой основе. Тем более важно избегать того, чтобы такие вопросы становились предметом разбирательства в Совете Безопасности, иначе мы будем реагировать на любые решения любых парламентов мира. Еще раз повторю и привлеку внимание к тому, что сказал Президент В.В.Путин, когда отметил, что надо сделать все для того, чтобы решение проблемы Донбасса было найдено через выполнение Минских соглашений.

Уважаемый г-н Джеймс Клеверли говорил о предыстории сегодняшних проблем. Картина, на мой взгляд, получилась не совсем правильной, однобокой и даже где-то поверхностной. И просто хочется напомнить о том историческом периоде, который предшествовал многим проблемам, а именно о незаконном кровавом госперевороте в Киеве в 2014 году. О том, что пришли к власти националисты и радикалы. О том, что они отказались от диалога с русскоязычным населением, угрожали ему. О том, что начались гонения на русский язык, они идут полным ходом. О том, что развиваются версии истории, которые предусматривают даже героизацию нацистских преступников. Это все было, это есть и это привело к отделению, в том числе Крыма и его воссоединению с Россией по результатам референдума. Так что этот конфликт, который развивается, должен получать очень четкую и нужную картину, отражающую реальные причины, реальное развитие ситуации сегодня. 

Что касается готовящейся якобы агрессии России против Украины. Нам некоторые услужливо подсказывают какие-то военные сценарии, услужливо. Сделал это и госсекретарь США, который перечислил некие провокации как предлоги для нападения на Украину. Такие безосновательные инсинуации вызывают сожаление. Более того, я сказал, что они опасны, поскольку добавляют напряженности и в без того напряженную атмосферу. Но это все слова.

Говорилось о словах, говорилось о заявлениях. Мы сделали очень много заявлений на самых различных уровнях, которые подчеркивают то, что мы предлагаем, то, что мы намерены делать и очень плохо, что эти заявления, на самом авторитетным уровне звучащие из Москвы, не всеми воспринимаются и не всеми вообще улавливаются. Но это заявление, а что на деле, каковы факты на деле? А на деле российские силы как были, так и остались на российской территории. И началось уже позавчера возвращение некоторых частей после учений в места постоянной дислокации на российской территории. И российские официальные лица говорили и повторяют, и я сегодня повторю, что наша страна проводит учения на собственной территории в том режиме, который мы считаем нужным. 

Вот другие факты, тоже хотел бы обратить на них внимание, кроме слов. Украина нарушает Венский документ 2011 года «О мерах укрепления доверия и безопасности». С украинской стороны на границе с Донбассом сконцентрировано 120-тысячная группировка войск. По открытым данным, США поставили Украине в прошлом году дополнительных вооружений на 650 миллионов долларов. Это же не игрушки, это вооружения, они стреляют. И только в январе текущего года поставлено таких дополнительных вооружений на 200 миллионов долларов. Это не считая того, что поступает из Великобритании, Канады, стран Балтии.

Все эти государства предоставляют Киеву летальное вооружение, атакующие беспилотные летательные аппараты, зенитные ракетные комплексы «Стингер», противотанковые комплексы «Джэвелин», стрелковое вооружение, боеприпасы к ним. Польша поставляет Киеву боеприпасы к 122 и 152-миллиметровым орудиям, которые, как известно, запрещены к использованию Минским комплексом мер. Тогда, что же получается. Вот эта информационная агрессия, безостановочные заявления о российской военной угрозе, для чего они нужны? Для того, чтобы поставлять все это. Для того, чтобы это было прикрытием. 

Поэтому цель для нас очевидна - что есть желание замолчать разговор по долгосрочным юридически обязывающим гарантиям безопасности нашей страны. Мы потребовали их у США и НАТО, сделали это честно и открыто. Мы готовы к диалогу, повторяю, к серьезному диалогу, но не к имитации диалога. Вы знаете, что сегодня Послу США в Москве была передана наша письменная реакция на ответ американской стороны по гарантиям безопасности. Очень надеемся, что эта реакция будет тщательно изучена в американской столице, потому что она подробная детальная и письменная.

Спасибо.

 

В ответ на выступление представителя Украины: 

Здесь сегодня звучали слова: война, агрессия. Самое интересное, что никто никогда от России, от Москвы, таких слов не произносил, не произносил их сегодня и я. Мне жаль, что не услышаны очень сильные, серьезные заявления Президента В.В.Путина последних дней, касательно ситуации вокруг Украины и на востоке этой страны. Попросил наших партнеров хотя бы прислушаться к тому, что говорилось на пресс-конференции, когда в Москве находились такие представители уважаемых стран как Президент Франции и Канцлер ФРГ. Были переговоры и подробные пресс-конференции, где говорили и наши гости, и Президент Российской Федерации.

У нас сегодня встреча по Минскому комплексу мер. Я очень удовлетворен тем, что в большинстве прозвучавших выступлений все-таки говорилось, что Минские соглашения являются четкой, единственной международно-правовой основой для урегулирования украинского конфликта. 

Я, кстати говоря, испытываю очень большое уважение к нашим переводчикам. Как они успевают перевести то, что мы говорим и правильно перевести. Вот есть сообщение о том, что В.Зеленский назвал Минские соглашения бездарными. Хочется послушать, как перевели слово «бездарные» на английский и французский, на других языках я не смогу понять. Смысл, видимо, доведен.

Теперь о том, о чем сказал Сергей Олегович. Я внимательно выслушал его выступление в том, что касается законности российского членства в ООН, в Совете Безопасности. К сожалению, приходится говорить, что не первый раз представители разных стран, в том числе Украины, пытаются самоутвердиться за счет спекуляций на тему законности пребывания России в Совете Безопасности. Расчет понятен, он направлен на неискушенную, далекую от знаний международного права, аудиторию. А профессионалы знают, вообще люди знают.

Проходила ли Россия заново процедуру вступления в ООН? Наверное, можно поставить вопрос о том, проходила ли сама Украина это или в Вашем лице мы по-прежнему имеем дело с Украинской Советской Социалистической Республикой? Российская Федерация является государством-продолжателем СССР. Речь ведь, по сути дела, идет лишь об изменении названий государств. А Украина как раз стала государством-преемницей, то есть является новым государственным образованием. 

Что касается стихов. Хорошо, когда политические, послания облекаются в стихи. Я очень люблю стихи про красоту Николая Заболоцкого. Мы можем сказать, что он советский или русский поэт. Помните это четверостишие?

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Непосильная задача для переводчиков. Я очень надеюсь, что это будет переведено. Я бы сравнил красоту с мудростью. Надо, чтобы у нас была мудрость. Надо, чтобы мы принимали мудрые решения. Я за это в том, что касается урегулирования на востоке Украины на основе минского комплекса мер. 

Спасибо.