Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по гонениям на православие, организованным украинскими властями
Г-н Председатель,
Мы внимательно выслушали доклад заместителя Верховного комиссара ООН по правам человека Ильзы Брандc-Керис. Хотел бы при этом подчеркнуть, что Российская Федерация продолжает исходить из того, что вопросы защиты прав человека не входят в компетенцию СБ и должны обсуждаться в профильных органах ООН. На повестке дня Совета сегодня не права человека как отдельная тема, а очередные провокационные шаги киевского режима, отдаляющие перспективу мирного урегулирования в стране.
Мы благодарим председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополита Антония за подробный рассказ о репрессивных действиях Киева в отношении Украинской православной церкви.
Уважаемые коллеги,
Наверняка многие из вас задавались вопросом о том, зачем мы созвали это заседание, в фокус внимания которого поставили внутреннюю ситуацию на Украине. Подчеркнем, речь идет не о вмешательстве в дела Церкви и не о сугубо церковных делах. Дело в том, что мы убеждены, что происходящие на Украине процессы имеют непосредственное отношение к международному миру и безопасности и напрямую влияют на перспективы установления мира в этой стране.
Как мы уже отмечали в ходе выступления 13 января, на Украине в последнее время заметно ускорилось формирование по-настоящему авторитарного, деспотичного режима. Преследование инакомыслия осуществляется по всем фронтам – от полного запрета оппозиции и ареста лидеров общественного мнения до уничтожения свободы слова и даже свободы вероисповедания как таковой.
Важно понимать, что «закручивание гаек» в украинском общественно-политическом и культурном пространстве началось не сегодня и не в феврале прошлого года. С момента прихода к власти в результате антиконституционного переворота 2014 года киевский режим планомерно уничтожал всё, что хоть как-то мог увязать с Россией. А в стране, где русский язык является родным для большей части населения и которая много веков находилась в культурном единстве с Россией, такая политика означала по сути подрыв основ, связывающих общество, и насаждение искусственной парадигмы Украины как «анти-России». И это при том, что русские – вторая по численности этническая группа на Украине и в соответствии с Конституцией Украины в ней гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка, а также языков национальных меньшинств Украины (ст. 10.); государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины (ст. 11); не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам (ст. 24); гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества (ст. 53).
Предпринятые киевским режимом меры противоречат взятым Украиной на себя обязательствам по защите прав всех этнических групп в соответствии с целым рядом международных документов. В частности, запрет на дискриминацию национальных меньшинств и гарантия их прав на образование, сохранение культуры и изучение родного языка закреплен в таких документах, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рамочная Конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств, Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Упомянутым обязательствам Украины по Конституции и международным документам противоречат как минимум 13 законов и решений, принятых украинским режимом с 2016 по 2022 гг.
Все это привело к небывалому даже для Украины всплеску русофобии, поощряемому на самом верху. Так, еще в сентябре 2021 г. президент Зеленский призвал тех жителей Украины, кто считает себя русскими, уехать из страны. А секретарь нацбезопасности и обороны А.Данилов вообще назвал русских «крысами» и «свинособаками» и призвал травить их и уничтожать всеми способами.
Г-н Председатель,
После начала СВО России на Украине формирование «диктатуры Зеленского» там пошло поистине ударными темпами. Со ссылками на необходимость борьбы с сепаратизмом и «пропагандой Кремля» преследовались политические оппоненты, независимые журналисты и медиа-компании, неугодные властям члены общественных организаций.
За считанные месяцы полностью ликвидированы все оппозиционные партии, которые выступали за развитие нормальных отношений Украины с Россией. На подконтрольной режиму Зеленского территории происходят массовые политические репрессии, аресты гражданских активистов и правозащитников. Любое проявление несогласия с официальной позицией выжигается каленым железом.
Так, например, украинская правозащитница Елена Бережная, которая на протяжении восьми лет изучала и документировала процесс становления неонацизма на Украине и выступала перед членами СБ еще в марте прошлого года, была арестована украинскими спецслужбами и до сих пор содержится в заключении по абсурдному обвинению в госизмене. Мы неоднократно обращали внимание Генсекретаря и членов СБ на этот вопиющий случай. Призываем руководство ООН оказать активное содействие ее освобождению. Знаем и о сотнях других примеров, когда людей преследуют и арестовывают на основании не только публикаций или заявлений, но и доносов. Да и вообще только за то, что они слушают российскую музыку и читают русскоязычные СМИ. Затем из них формируется «обменный фонд» и нам предлагают обменять их на попавших в плен украинских военных. А в силу того, что в плен попадает и сдается огромное число украинских военнослужащих, то и «обменный фонд» Киев пытается «наскрести» за счет повальных арестов среди своего мирного населения.
Под предлогом «войны с оккупантами» украинские власти приняли ряд по-настоящему драконовских законов, включая законодательство о «коллаборационизме». Оно позволяет привлечь к ответственности даже за получение гуманитарной помощи от российских властей или отказ эвакуироваться из родных мест.
Полностью зачищено от альтернативной точки зрения медийное пространство страны. В декабре 2022 года Владимир Зеленский подписал закон «О медиа», который фактически передал украинские СМИ под контроль властей. Национальный совет по телевидению и радиовещанию получил возможность без судебного разбирательства запрещать онлайн-СМИ и отменять регистрацию печатных изданий, а также требовать от интернет-провайдеров блокировку доступа к любым публикациям. Авторитарный и дискриминирующий характер закона отметили даже западные медиа и Международная федерация журналистов.
Г-н Председатель,
Очередным направлением репрессивной политики Киева стала его война с каноническим православием. Украина оказалась на пороге масштабного межконфессионального конфликта, которого история современной Европы еще не видела.
Стоит отметить, что украинские власти уже давно при поддержке западных кураторов взяли курс на подрыв канонической православной церкви на Украине. Как мы услышали от митрополита Антония, сейчас народу насильственно навязывается искусственно созданная в 2018 году покорная властям раскольническая церковь Украины. Этот американо-киевский политический проект не имеет ничего общего с вопросами вероисповедания.
На основании дискриминационного законодательства продолжаются захваты храмов УПЦ и принудительная, незаконная юридическая ликвидация их общин под видом якобы «добровольных переходов» в другие деноминации. Подобные меры повсеместно сопровождаются массовыми столкновениями, избиениями прихожан и духовенства.
При этом сами священники так называемой ПЦУ на своих так называемых «богослужениях», напоминающих политагитацию, не гнушаются раскольнической и ненавистнической риторики, говоря об «освобождении святынь из русского плена» и «очищении». Мы помним, к каким кровавым и трагическим последствиям приводили в истории такие призывы к «очищению». Украина сейчас находится буквально в шаге от братоубийственной внутренней религиозной катастрофы. Однако находящийся у власти режим лишь подливает масла в огонь. По имеющейся информации, готовится целый ряд новых инициатив, цель которых – дискриминация общин и верующих УПЦ, лишение её исторического и юридического наименования, и даже полная её ликвидация.
Усиление политического и административного давления на Украинскую православную церковь сопровождается клеветнической информационной кампанией в украинских СМИ с участием политиков и чиновников высокого ранга. Так, 7 января руководитель Госслужбы по этнополитике и свободе совести (ГЭСС) В.Еленский назвал существование УПЦ «аномалией», которой «на Украине не должно быть». Председатель Верховной Рады Р.Стефанчук заявил о подготовке нового законопроекта против УПЦ с целью решить, «что нам делать дальше с некоей религиозной организацией, которая создает угрозу национальной безопасности Украины».
В подобной обстановке нам понятно распространённое в соцсетях заявление УПЦ о том, что она не обращалось к нам с просьбой о проведении сегодняшнего заседания и не уполномочивало нас выступать от имени УПЦ в ООН. Это действительно так – к нам с такой просьбой никто с Украины или из УПЦ не обращался, и мы не говорим от имени УПЦ. И это только лишний раз подтверждает тот факт, что УПЦ не подчиняется России, как бы киевский режим не пытался доказать обратное. Понимаем, что упомянутое заявление продиктовано нежеланием в очередной раз получить бредовое обвинение в «коллаборационизме» и попасть под мракобесие и провокации украинской власти.
Я хотел бы спросить у западных кураторов Киева, на словах пекущихся о правах человека и свободе вероисповедания, как долго вы собираетесь игнорировать действия киевского режима по разжиганию межконфессионального кризиса на Украине? Да и в целом игнорировать процесс формирования в этой стране бесчеловечной диктатуры? Впрочем, этот вопрос риторический – вы не только игнорировали, но и поощряли эти процессы на протяжении последних десятилетий, а особенно в последние годы. Но как бы вы отнеслись к подобным действиям в своих странах, которые вы именуете демократическими? Списывать все, что делает киевский режим на необходимость защиты от России в условиях военных действий у вас не получится: упомянутые здесь тенденции по формированию авторитаризма и диктатуры на Украине начались задолго до СВО. Эти действия киевского режима напрямую угрожают последствиями для мира и безопасности. Россия, как мы уже неоднократно подчеркивали, не ставит и никогда не ставила перед собой цели уничтожения Украины как государства. Однако мириться с тем, что у наших границ формируется человеконенавистническая русофобская и антихристианская диктатура, мы не могли и не будем.
Благодарю за внимание.
Ответное слово:
Уважаемые коллеги,
Я оставлю без комментариев привычную мантру некоторых из вас о том, что всё, с чем мы приходим в Совет по теме Украины, есть дезинформация. Многие сегодня упоминали про трагедию в Днепропетровске, где ракетой был уничтожен подъезд жилого дома. Наши западные коллеги вообще попытались затмить этой трагедией предложенную нами сегодня тему заседания, а саму тему объявить ложной и не заслуживающей обсуждения. При этом никто из вас не упомянул про истинную подоплеку произошедшего, которая была озвучена в том числе официальными лицами Украины.
Российская ракета, запущенная по объекту энергетической инфраструктуры, была подбита силами ПВО Украины. И поскольку установка ПВО была размещена в жилом квартале в нарушение норм международного гуманитарного права, о котором вы так радеете, сбитая ракета упала на жилой дом. Остальное вы знаете. Если бы украинские власти прислушались к требованиям международного гуманитарного права, этой трагедии не случилось бы. Как не было бы и нужды с нашей стороны осуществлять удары по объекту инфраструктуры, поддерживающему военный потенциал Украины, если бы украинское руководство проявило готовность к мирным переговорам на реалистичных условиях, которые позволили бы устранить причины, вызвавшие необходимость СВО.
Сожалеем также, что никто из вас не нашел ни слова осуждения об осуществляемых почти непрерывно ударов ВСУ по Донецку, где тоже гибнут люди. Причем в данном случае киевский режим бьет прицельно по жилым кварталам, военных объектов в местах ударов нет. Об этом вам расскажут жители Донецка на созываемом нами заседании «по формуле Арриа» в пятницу.
Благодарю за внимание.
Выступление митрополита Волоколамского Антония: http://www.patriarchia.ru/db/text/5997049.html