Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ ООН по теме «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами: глобальный подход к борьбе с терроризмом – вызовы и дальнейшие действия»

Г-жа Председатель,

Позвольте прежде всего выразить соболезнования в адрес делегации Ирландии в связи с гибелью ирландского миротворца в Ливане.

Г-жа Председатель,

Признательны индийской делегации за созыв сегодняшнего заседания по столь актуальной теме. Выражаем поддержку всем жертвам терроризма в лице г-жи А.Култе. 

Благодарим г-на В.Воронкова и г-на В.Чэна за подробный анализ исходящих угроз и ситуации в сфере борьбы с терроризмом в целом. Признательны за усилия Управления ООН по контртерроризму и Исполнительного директората Контртеррористического комитета СБ ООН в деле борьбы с терроризмом. Деятельность этих структур, их стремление реагировать на современные тенденции вселяют надежду на то, что существующая международная контртеррористическая архитектура и впредь будет способна справляться с новыми и возникающими вызовами и угрозами.

Координирующая роль ООН, принцип первостепенной ответственности затронутых стран в борьбе с терроризмом, а также уважение их суверенитета, национальной специфики и приоритетов являются фундаментальными условиями, на которых должно строиться международное сотрудничество. Напомним, что необходимые механизмы в сфере антитеррора в системе ООН, прежде всего в Совете Безопасности, уже выработаны. Дело непосредственно за государствами-членами, перед которыми стоит задача по выполнению конкретных обязательств. Только тогда мы сможем приблизиться к искомому результату – снижению угрозы терроризма. Естественно, для достижения успеха кому-то придется проявлять твердую политическую волю, а кому-то – отказаться от политики «двойных стандартов».

Искоренить феномен терроризма невозможно до тех пор, пока террористов используют в геополитических целях, разделяют на «хороших», «плохих» и «не очень плохих». Таких примеров, к сожалению, предостаточно. 

Мы на себе испытали такой подход, когда проводили контртеррористические операции как на своей территории в 90-е годы прошлого века, так и в период борьбы с ИГИЛ в Сирии. У террористического интернационала находились спонсоры, их готовили на территориях третьих стран, снабжали оттуда деньгами и оружием, впоследствии давали им там приют, наделяли статусом политических беженцев. Были и совсем вопиющие случаи, когда матерые террористические организации пытались выдать за оппозиционеров или гуманитарщиков. Что тогда, что сейчас итог один – преступники остаются преступниками и, получая одобрение и свободу действий, продолжают продвигать террористическую идеологию, организовывать и совершать террористические нападения, а зачастую и вовсе направляют оружие против своих прародителей, как это случилось с «Аль-Каидой» и ИГИЛ. Зло всегда возвращается «бумерангом» – и тогда уже приходится собирать международные коалиции для борьбы с ним.

Г-жа Председатель,

В ноябре был представлен доклад Генерального секретаря по проблеме террористических нападений на почве ксенофобии, расизма и иных форм нетерпимости либо во имя религии или убеждений. Хотели бы обратить в этой связи внимание на важную деталь. Доклад указывает на региональный характер подобных атак. Их локализация ограничена странами Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Австралии и Океании. Соответственно имеются основания говорить об определенных тенденциях, характерных именно для этих регионов. Нам еще предстоит разобраться в первопричинах этого феномена западного общества, почему это явление там сформировалось и стремительно прогрессирует. 

Есть вопросы и к концептуальным подходам противодействия теругрозам. Это касается, в частности, выделения неких «насильственных экстремистов». Кажущаяся безобидной игра в слова имеет вполне серьезные последствия: уводит нас в сторону от борьбы с терроризмом, ведет к расфокусировке и девальвации совместных усилий на данном направлении, а самих террористов выводит из-под международных механизмов преследования. 

Г-жа Председатель,

Мы наблюдаем попытки насытить документы Совета Безопасности по контртеррору правочеловеческими аспектами, включая гендер. Складывается впечатление, что броские заявления на эту тему делаются зачастую либо ради заявлений, либо для смещения фокуса с собственного неприглядного «послужного списка».

Многие из радетелей за права человека в контртерроризме до сих пор не сделали ничего для расследования жутких случаев пыток, издевательств и внесудебных казней граждан, которые обвинялись в терроризме или находились под следствием в тюрьмах Афганистана, Ирака, а также других странах мира, где размещались специальные секретные тюрьмы. Мы что-то знаем о тех, кого признали виновными по соответствующим делам? Были ли дела вовсе? Кто понес ответственность? Могут ли нам что-то рассказать коллеги о функционировании тюрьмы в Гуантанамо? Вот уж воистину яркий пример нарушения прав человека в контртеррористической деятельности. Кстати, ее уже более 10 лет как обещают закрыть. Увы, обещания остаются пустыми. Все это свидетельствует о том, что предлагая все новые формулировки о правах человека, эти страны видят их адресатом кого угодно, кроме самих себя.  

Г-жа Председатель, 

В заключение хотелось бы поблагодарить Индию, уделившую столько внимания вопросу объединения усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом в период своего членства в Совете. К сожалению, угроза терроризма быстро трансформируется, получает новые формы, приспосабливает под свои нужды самые передовые технологии. Уверены, что противодействовать ей можно только сообща при строгом соблюдении норм и принципов международного права, включая Устав ООН, при центральной и координирующей роли ООН и с учетом первостепенной ответственности государств в антитерроре. 

Благодарю за внимание.