Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Ливии

Г-н Председатель,

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря и главу Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) Абдулайе Батили за доклад о текущей ситуации в этой стране. Пользуясь случаем, хотели бы вновь заверить Вас, г-н Батили, в поддержке Ваших посреднических усилий.

Положение дел в Ливии остается крайне напряженным. Несмотря на относительное спокойствие «на земле», нынешний статус-кво весьма нестабилен. Объективный конец периоду двоевластия пока не просматривается, а вместе с ним – и перспективы проведения общенациональных выборов на инклюзивной основе, равно как и объединения государственных органов страны. Прогресс на конституционном треке остается весьма скромным. Тем временем, под воздействием разнонаправленных интересов внешних игроков ситуация грозит вновь выйти из-под контроля. Убеждены, что подобный расклад требует неослабевающего внимания членов СБ ООН к ливийскому сюжету – поэтому мы и настояли на созыве сегодняшнего заседания.

Приоритетной задачей текущего этапа считаем сохранение режима прекращения огня и содействие поиску компромиссов между основными ливийскими политсилами. Это особенно актуально на фоне недавних тревожных сообщений из Триполи. Подчеркиваем неприемлемость препятствования работе государственных органов. Призываем ливийских лидеров проявлять сдержанность и отказаться от ведущих к эскалации шагов. Подтверждаем наши подходы к ликвидации иностранного военного присутствия в Ливии: выступаем за синхронизированный, сбалансированный, постепенный и поэтапный вывод всех без исключения неливийских вооруженных групп и воинских подразделений, в целях сохранить баланс сил и избежать вызванной внезапным «вакуумом безопасности» эскалации.

Международное сообщество должно оказывать содействие ливийцам скоординированным образом. МООНПЛ отведена в этом роль одного из основных посредников. У ключевых игроков и соседей Ливии не должно быть «двойной повестки».

Г-н Председатель, 

Одной из главных причин затяжного ливийского кризиса является последовательная политика наших западных коллег, которые, прикрываясь благовидными заявлениями о приверженности политическому урегулированию, продолжают пользоваться турбулентной ситуацией в Ливии в собственных интересах.

Не последнее место среди них занимает энергетический фактор. Невооруженным глазом заметно повышенное внимание в ряде западных столиц к ливийским углеводородам, вопросам их добычи и транзита. Тем более, что Ливия известна низкой себестоимостью добычи нефти, ее высоким качеством и располагается близко к европейским энергорынкам. 

Неслучайно в каждом заявлении западных официальных лиц по Ливии так или иначе упоминается важность беспрепятственного доступа к ливийским природным ресурсам, а объявленный этим летом «форс-мажор» на ряде ливийских месторождений вызвал у этих лиц диспропорционально негативную реакцию. Это и неудивительно: цель превратить Ливию в «бензоколонку» для удовлетворения своих потребностей в энергоресурсах наши западные коллеги поставили не вчера, а еще в 2011 году, когда в результате агрессии стран НАТО была разрушена ливийская государственность.

Г-н Председатель,

Очевидно, что администрация США продолжает рассматривать политпроцесс в Ливии исключительно через призму своих экономических интересов, в том числе предотвращения роста цен на «черное золото». Соответственно, и основные усилия Вашингтона направлены не на глубинное урегулирование ливийского кризиса, а на своеобразное «консервирование» обстановки, с тем чтобы деградация ситуации не подорвала поставки энергоресурсов из этой североафриканской страны на европейский рынок. В этом, в понимании наших американских коллег, и заключается главная задача ливийских властей. 

Не исключаем и наличие определенных «закулисных» договоренностей с третьими странами по вопросам экспорта ливийской нефти. По сути, Вашингтону все равно, кто именно будет ее добывать и на каких юридических основаниях, главное – потеснить Россию на мировом рынке энергоресурсов. Впрочем, аналогичный курс американское руководство проводит и в отношении других нефтедобывающих стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Г-н Председатель, 

Ливийская экономика действительно более чем на 90% зависит от экспорта нефти. По сообщениям ливийской Национальной нефтяной корпорации, объемы добычи углеводородов в стране уже достигли 1,2 млн. баррелей в день. Эту цифру планируется довести до 2 млн. Крупнейшие в Африке нефтяные запасы могли бы дать Ливии достаточно средств для быстрого восстановления страны, однако в условиях политической нестабильности, а также разъединенности ключевых финансовых институтов доходы от нефтедобычи далеко не всегда попадают в бюджет страны, а остаются на счетах в иностранных банках. Важно, чтобы эти средства шли на благо простых ливийцев, а не оседали в карманах небольшого числа бизнесменов, в том числе – иностранных. Однако такой сценарий не вписывается в приоритеты наших западных коллег. А потому закулисная возня, создание различных нетранспарентных конфигураций, натравливание одних политиков против других и попытки навязать ливийскому народу чужой выбор, к сожалению, пока продолжаются.

Благодарю за внимание.