Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на заседании Рабочей группы по ревитализации ГА ООН
Уважаемые сокоординаторы,
Приветствуем созыв сегодняшнего заседания рабочей группы для рассмотрения вопроса, посвященного повышению подотчетности, транспарентности, а также укреплению институциональной памяти канцелярии Председателя Генеральной Ассамблеи ООН. Внимательно заслушали Председателя 77-й сессии ГА ООН г-на Ч.Кёрёши и заместителя Генсекретаря г-на М.Абеляна.
Российская делегация считает важным продолжать курс на укрепление финансового и кадрового потенциала канцелярии Председателя, включая создание в ней надежного механизма передачи институциональной памяти. Мы готовы участвовать в данной работе на основе реалистичных предложений.
При этом хотели бы обратить внимание на необходимость соблюдения действующих правил процедуры и методологии, изложенных в резолюциях Генассамблеи 41/213 и 42/211. Исходим из того, что принятие любых решений, имеющих финансовые последствия, относится к компетенции Пятого комитета ГА ООН.
Принимаем к сведению, что обеспечение деятельности Председателей Генассамблеи во многом зависит и от добровольных взносов. Эти донорские средства – серьезное подспорье как для самих Председателей, так и для аппарата административной поддержки их деятельности. При этом внебюджетные отчисления не всегда имеют надежный, устойчивый и предсказуемый характер. В этой связи следовало бы изучить возможность предоставления канцелярии Председателя ГА ООН дополнительной поддержки, а также повышения транспарентности и подотчетности расходования выделяемых средств.
В контексте совершенствования работы Генассамблеи в целом хотели бы отметить следующее. Исходим из того, что это неотъемлемая часть комплексной задачи реформирования ООН. Мы поддерживаем дальнейшую отладку методов работы Генассамблеи, выступаем за разумные и реалистичные предложения, нацеленные на повышение ее авторитета и эффективности. Хотели бы отметить, что любые нововведения должны опираться на консенсус и строгое соблюдение схемы распределения прерогатив между главными органами ООН, как это зафиксировано в Уставе Организации.
Неоднократно подчеркивали, что процесс ревитализации не должен означать перераспределение в пользу Генассамблеи полномочий других уставных органов Организации, в том числе Совета Безопасности. Поэтому мы неизменно настаиваем на неукоснительном выполнении соответствующих положений Устава о главной ответственности СБ в деле поддержания международного мира и безопасности. Хотели бы также напомнить, что Генассамблея, в соответствии со статьей 12 Устава ООН, «не может делать какие-либо рекомендации», касающиеся вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности. Попытки протаскивать в ГА решения, выходящие за рамки ее компетенции, лишь вредят работе этого органа и подрывают его авторитет.
Выступаем категорически против приобретающего популярность использования площадки ГА для шумных пиар-кампаний, направленных на демонизацию тех или иных государств-членов. Таких примеров, увы, предостаточно. Убеждены, что подобные мероприятия наносят непоправимый урон Генассамблее, ее авторитету и контрпродуктивны в плане подлинного решения тех или иных международных проблем.
В этом контексте хотели бы также привлечь внимание к порочной практике, когда в Генассамблее вбрасываются абсолютно сырые проекты резолюций и ставятся на голосование без их предварительного согласования. При этом их авторы даже не предпринимают попыток провести работу, нацеленную на учет мнений всех государств-членов. Неудивительно, что в конечном счете такие документы зачастую остаются не более чем сомнительными политическими манифестами.
В то же время мы разделяем озабоченность многих делегаций тем, что и Совет Безопасности порой вторгается в прерогативы других органов ООН. Неоднократно подчеркивали и подчеркиваем наше сдержанное отношение к инициативам рассмотрения в СБ тематических сюжетов, тем более «генерического» свойства. Считаем, что Совет Безопасности должен фокусироваться на страновых сюжетах и на вопросах, по которым он может и должен принимать конкретные решения.
При этом неоднократно обращали внимание, что те, кто зачастую критикует Совет, оказываясь в нем, сами начинают злоупотреблять организацией тематических заседаний по вопросам, далеко выходящим за рамки прерогатив СБ.
Что касается вопроса взаимодействия между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, о котором сегодня тоже говорилось, то убеждены, что нам следует в первую очередь сосредоточиться на сферах, где не только возможно, но и необходимо реальное сотрудничество. Среди таких примеров – вопросы повышения эффективности ооновского миротворчества и миростроительства. Видим способность СБ и Генассамблеи внести здесь весомый вклад.
Уважаемые сопредседатели,
Россия поддерживает усилия по совершенствованию модальностей взаимодействия Генассамблеи и ЭКОСОС. В качестве приоритетной задачи рассматриваем обеспечение эффективного и рационального разделения труда между этими ключевыми органами ООН, прежде всего в контексте реализации Повестки дня устойчивого развития до 2030 года.
Исходим из того, что эта деятельность поможет преодолеть фрагментацию при рассмотрении вопросов устойчивого развития, избежать дублирования в деятельности основных органов ООН. При этом рассчитываем, что «оптимизация» повестки дня будет проведена без ущерба ее субстантивному содержанию.
Благодарю вас.