Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на заседании Рабочей группы по ревитализации ГА ООН

Уважаемые сокоординаторы, 

Приветствуем созыв сегодняшнего заседания рабочей группы для рассмотрения вопроса, посвященного повышению подотчетности, транспарентности, а также укреплению институциональной памяти канцелярии Председателя Генеральной Ассамблеи ООН. Внимательно заслушали Председателя 77-й сессии ГА ООН г-на Ч.Кёрёши и заместителя Генсекретаря г-на М.Абеляна.

Российская делегация считает важным продолжать курс на укрепление финансового и кадрового потенциала канцелярии Председателя, включая создание в ней надежного механизма передачи институциональной памяти. Мы готовы участвовать в данной работе на основе реалистичных предложений. 

При этом хотели бы обратить внимание на необходимость соблюдения действующих правил процедуры и методологии, изложенных в резолюциях Генассамблеи 41/213 и 42/211. Исходим из того, что принятие любых решений, имеющих финансовые последствия, относится к компетенции Пятого комитета ГА ООН. 

Принимаем к сведению, что обеспечение деятельности Председателей Генассамблеи во многом зависит и от добровольных взносов. Эти донорские средства – серьезное подспорье как для самих Председателей, так и для аппарата административной поддержки их деятельности. При этом внебюджетные отчисления не всегда имеют надежный, устойчивый и предсказуемый характер. В этой связи следовало бы изучить возможность предоставления канцелярии Председателя ГА ООН дополнительной поддержки, а также повышения транспарентности и подотчетности расходования выделяемых средств.

В контексте совершенствования работы Генассамблеи в целом хотели бы отметить следующее. Исходим из того, что это неотъемлемая часть комплексной задачи реформирования ООН. Мы поддерживаем дальнейшую отладку методов работы Генассамблеи, выступаем за разумные и реалистичные предложения, нацеленные на повышение ее авторитета и эффективности. Хотели бы отметить, что любые нововведения должны опираться на консенсус и строгое соблюдение схемы распределения прерогатив между главными органами ООН, как это зафиксировано в Уставе Организации.

Неоднократно подчеркивали, что процесс ревитализации не должен означать перераспределение в пользу Генассамблеи полномочий других уставных органов Организации, в том числе Совета Безопасности. Поэтому мы неизменно настаиваем на неукоснительном выполнении соответствующих положений Устава о главной ответственности СБ в деле поддержания международного мира и безопасности. Хотели бы также напомнить, что Генассамблея, в соответствии со статьей 12 Устава ООН, «не может делать какие-либо рекомендации», касающиеся вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности. Попытки протаскивать в ГА решения, выходящие за рамки ее компетенции, лишь вредят работе этого органа и подрывают его авторитет. 

Выступаем категорически против приобретающего популярность использования площадки ГА для шумных пиар-кампаний, направленных на демонизацию тех или иных государств-членов. Таких примеров, увы, предостаточно. Убеждены, что подобные мероприятия наносят непоправимый урон Генассамблее, ее авторитету и контрпродуктивны в плане подлинного решения тех или иных международных проблем. 

В этом контексте хотели бы также привлечь внимание к порочной практике, когда в Генассамблее вбрасываются абсолютно сырые проекты резолюций и ставятся на голосование без их предварительного согласования. При этом их авторы даже не предпринимают попыток провести работу, нацеленную на учет мнений всех государств-членов. Неудивительно, что в конечном счете такие документы зачастую остаются не более чем сомнительными политическими манифестами. 

В то же время мы разделяем озабоченность многих делегаций тем, что и Совет Безопасности порой вторгается в прерогативы других органов ООН. Неоднократно подчеркивали и подчеркиваем наше сдержанное отношение к инициативам рассмотрения в СБ тематических сюжетов, тем более «генерического» свойства. Считаем, что Совет Безопасности должен фокусироваться на страновых сюжетах и на вопросах, по которым он может и должен принимать конкретные решения. 

При этом неоднократно обращали внимание, что те, кто зачастую критикует Совет, оказываясь в нем, сами начинают злоупотреблять организацией тематических заседаний по вопросам, далеко выходящим за рамки прерогатив СБ.

Что касается вопроса взаимодействия между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, о котором сегодня тоже говорилось, то убеждены, что нам следует в первую очередь сосредоточиться на сферах, где не только возможно, но и необходимо реальное сотрудничество. Среди таких примеров – вопросы повышения эффективности ооновского миротворчества и миростроительства. Видим способность СБ и Генассамблеи внести здесь весомый вклад. 

Уважаемые сопредседатели,

Россия поддерживает усилия по совершенствованию модальностей взаимодействия Генассамблеи и ЭКОСОС. В качестве приоритетной задачи рассматриваем обеспечение эффективного и рационального разделения труда между этими ключевыми органами ООН, прежде всего в контексте реализации Повестки дня устойчивого развития до 2030 года. 

Исходим из того, что эта деятельность поможет преодолеть фрагментацию при рассмотрении вопросов устойчивого развития, избежать дублирования в деятельности основных органов ООН. При этом рассчитываем, что «оптимизация» повестки дня будет проведена без ущерба ее субстантивному содержанию. 

Благодарю вас.