Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Н.О.Комарькова на заседании Второго комитета 77-й сессии ГА ООН по пунктам повестки дня «Новая городская повестка» и «Оперативная деятельность»

Г-жа Председатель,

Потребности развивающихся стран в помощи на фоне усложняющейся макроэкономической конъюнктуры продолжают расти. В этом контексте роль системы развития ООН как источника безвозмездного финансирования особенно важна.

Обеспокоены увеличением расходов агентств ООН на гуманитарную деятельность в 2,5 раза за последнее десятилетие – в 2021 г. на нее пришлось 42% всех трат системы ООН – на фоне стагнирующего уровня расходов на усилия в сфере развития. Это означает, что мы продолжаем бороться не с причинами, а со следствиями проблем развития, что не приближает нас к своевременной реализации Повестки-2030.

Для преодоления этой тенденции призываем развитые страны выполнить взятые на себя обязательства о доведении объемов официальной помощи развитию до 0,7% от валового национального дохода. Отмечаем, что большинство традиционных доноров ни разу не достигли этого показателя.

Со своей стороны Россия в 2021 г. нарастила содействие развивающимся странам почти на 25%. Объем российской официальной помощи развитию в прошлом году составил 1,2 млрд долл. Значительная ее часть была доведена до получателей через организации системы ООН. В этом контексте с сожалением отмечаем, что введенные в отношении нашей страны незаконные ограничительные меры в банковской сфере заметно осложняют взаимодействие России с системой развития ООН. Подчеркиваем, что основной ущерб от сворачивания такого сотрудничества понесут именно нуждающиеся государства.

На фоне возрастающих потребностей развивающихся стран очевидна необходимость повышения эффективности оперативной деятельности ООН. В этой связи внимательно следим за ходом реформы системы развития Организации. Продолжаем настаивать на том, что обновленная система резидентов-координаторов ООН должна быть компактной, гибкой и экономичной. Рассчитываем также на повышение качества ее отчетности, которая должна в первую очередь демонстрировать «добавленную стоимость» деятельности резидентов-координаторов, а не являться компиляцией достижений работающих в стране ооновских агентств. Надеемся, что разрабатываемый сейчас комплекс показателей для оценки резидентов-координаторов будет отвечать на этот запрос.

Г-жа Председатель,

Россия разделяет ключевые принципы сотрудничества Юг-Юг, включая уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела, учет страновых особенностей и отказ от навязывания чуждых моделей развития. Высоко оцениваем роль Управления ООН по сотрудничеству Юг-Юг в задействовании потенциала этого вида международного взаимодействия, особенно на фоне связанных с пандемией COVID-19 вызовов.

Со своей стороны участвуем в проектах трехстороннего сотрудничества, внося финансовый и экспертный вклад в укрепление потенциала наших партнеров, в т.ч. в регионе СНГ и в Африке. Такие программы реализуются нами совместно с ПРООН, ЮНИДО, ВПП и другими агентствами системы ООН. Наращиванию взаимовыгодного и равноправного партнерства между «странами Юга» и их партнерами для ответа на глобальные вызовы способствуют также региональные связи в таких форматах, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз.

Что касается городского развития, подчеркиваем неоспоримую важность развития населенных пунктов для достижения ЦУР. Необходимо продолжать создание качественной городской инфраструктуры для обеспечения всеобщего доступа населения к базовым услугам, включая медицину, электроэнергию, воду и санитарные услуги.

Новая повестка городского развития – ключевой документ по городской проблематике. Делаем акцент на необходимости интенсифицировать работу по ее осуществлению. Отмечаем в этой связи накопленную ООН-Хабитат экспертизу, а также центральную координирующую роль Программы в области устойчивой урбанизации.

Благодарю за внимание.