Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление руководителя российской делегации, Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова на четвертой сессии Конференции ООН по вопросам создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ

Г-н Председатель, 

Уважаемые участники Конференции, 

Уважаемые наблюдатели,

За прошедший год с момента третьей сессии Конференции ООН по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ (ЗСОМУ) ближневосточный регион стал свидетелем серьезных сдвигов и фундаментальных потрясений. Из позитивного можно выделить запуск процесса выправления отношений между отдельными странами региона. К сожалению, с недавних пор все это затмила разворачивающаяся в настоящий момент на глазах у всего мира трагедия и гуманитарная катастрофа в Секторе Газа. Пользуясь случаем, хотели бы выразить наши глубочайшие соболезнования палестинским коллегам. 

Принимаем посильное участие в оказании гуманитарной помощи мирному населению Сектора Газа. С начала обострения из России в зону конфликта было направлено три партии гуманитарного груза общим объемом в более 110 тонн.

Российская Федерация строго руководствуется императивом справедливого урегулирования палестино-израильского конфликта в соответствии с резолюциями Совета Безопасности и Генассамблеи ООН на основе формулы «двух государств». Принципиальная позиция нашей страны на этот счет неизменна: необходимо наладить устойчивый переговорный процесс на площадке ООН, по итогам которого должно быть создано суверенное палестинское государство в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме.

Г-н Председатель,

Страны региона собираются здесь уже четвертый раз, чтобы наметить пути движения в отношении формирования ЗСОМУ. Возможно, кто-то задумывается – насколько целесообразно вообще обсуждение этого сюжета сейчас, в контексте последних событий? 

Российская Федерация исходит из того, что проблематика ЗСОМУ в условиях нового витка эскалации на Ближнем Востоке становится еще более актуальной. То, что мы наблюдаем в регионе сейчас, не в последнюю очередь связано с наличием там застарелых проблем, которые заметались под ковер при пособничестве стран Запада. Одна из них – так и не сформированная в регионе ЗСОМУ. Более 20 лет отсутствие практического прогресса на этом направлении служило источником фрустрации для подавляющего большинства ближневосточных государств и не способствовало укреплению ни международного режима ядерного нераспространения, ни региональной и международной безопасности.

После Конференции по рассмотрению действия ДНЯО 2015 г., когда принятие итогового документа было заблокировано США, Великобританией и Канадой, стало очевидно, что продолжение процесса ЗСОМУ в рамках ДНЯО лишено перспектив. Именно тогда у арабских стран и родилась идея проводить дальнейшую работу по ЗСОМУ под эгидой ООН. Честно скажем, что поначалу у нас были сомнения на этот счет, но затем мы пришли к выводу, что это действительно единственный выход из сложившегося тупика. К 2023 г. достигнуты солидные результаты – согласованы весомая политдекларация и правила процедуры, в соответствии с которыми любые решения принимаются только консенсусом, в межсессионный период действует Рабочий комитет.

Важно и то, что запущенный в 2018 г. «под крылом» ООН диалог по ЗСОМУ, помимо прочего, представляет собой важный элемент выстраивания доверия и, по сути, канал для налаживания коммуникации между государствами региона. К сожалению, не понимает пока этого только Израиль. На деле же этот форум является единственной существующей на данный момент площадкой, где страны Ближнего Востока при желании могли бы обсудить и некоторые смежные вопросы, относящиеся к региональной безопасности.

В наших выступлениях мы неизменно обращаем внимание, что, переведя тематику ЗСОМУ на площадку ООН, государства Ближнего Востока взяли дело создания Зоны в свои руки. Это имеет принципиальное значение. Мы видим, насколько губительным для данного региона может быть вмешательство извне. Да и что говорить – пробуксовка диалога по ЗСОМУ после принятия в 1995 г. Резолюции по Ближнему Востоку, позволившей продлить ДНЯО бессрочно и без голосования, во многом была вызвана неготовностью некоторых из ее соавторов поставить интересы режима нераспространения выше слепой отработки своих политических установок. Процесс же, в котором первую скрипку играют сами страны Ближнего Востока, может принести совершенно иные результаты, и мы считаем, что это является ключевым фактором. Необходимо довериться государствам региона, а не заниматься менторством и не навязывать им свои приоритеты и видение. 

Г-н Председатель,

Четвертую сессию Российская Федерация участвует в Конференции ООН по ЗСОМУ в качестве наблюдателя. Считаем важным, что каждый раз направляют на конференцию своих представителей Китай, Великобритания и Франция. Приветствуем участие представителей Секретариатов МАГАТЭ и ОЗХО, а также Группы имплементационной поддержки КБТО.

Мы со своей стороны пытаемся внести соизмеримый нашему статусу наблюдателя вклад в пути создания благоприятных условий для формирования ЗСОМУ. В марте этого года мы провели в Вене неформальный «круглый стол» на уровне постпредов стран Ближнего Востока, посвященный, в первую очередь, ядерным аспектам формирования ЗСОМУ. Признательны ливанскому председательству за распространение подготовленного нами по итогам мероприятия фактологического резюме. В основу круглого стола легла идея задействовать потенциал венской площадки для технического диалога по тем элементам, которые могли бы быть полезны для «подпитки» политических дискуссий здесь, в Нью-Йорке. Не могли не затронуть и некоторые политические аспекты создания ЗСОМУ, в частности, опыт Глионско-Женевского процесса неформальных консультаций. Несмотря на то, что организация «круглого стола» в Вене далась нелегко, его проведение мы оцениваем как успешное. Исходим из того, что в целом такой формат может быть использован и в дальнейшем. Главное – чтобы на этот счет имелся запрос от самих государств региона. 

По итогам прошлогодней третьей сессии мы как наблюдатели сделали для себя вывод, что участники Конференции ООН подходят к важной развилке – начать работу над непосредственными положениями Договора по ЗСОМУ без Израиля или же сфокусироваться на поиске путей его эвентуального вовлечения в процесс. Если участники Конференции пойдут по пути выработки Договора, то, наверное, было бы полезным как раз присмотреться к опыту «круглого стола» в том плане, как можно спокойно на экспертном уровне без политизации систематизировать основные параметры ядерных аспектов будущей ЗСОМУ, а также прощупать почву на предмет того, какие на этот счет приоритеты у самих государств.

Что же касается необходимости участия в Конференции Израиля, то мы не строим иллюзий и понимаем, что сейчас перспективы этого практически сведены к нулю. Однако, Конференция ООН по ЗСОМУ – это долгосрочная и безопасная площадка для диалога, где интересы каждого надежно защищены правилом консенсуса. Это не изменится. И когда острая фаза конфликта пройдет, а рано или поздно это должно случиться, вопрос вновь приобретет свою актуальность. И надеемся, что израильтяне пересмотрят свое отношение к процессу, который без сомнения соответствует интересам всех государств региона. То же самое касается и США, которые пока по-прежнему уходят от ответственности, которую возлагает на них статус соавтора резолюции 1995 г. по Ближнему Востоку.

В заключение необходимо отметить, что Российская Федерация руководствуется тем, что процесс ЗСОМУ по линии ООН не подменяет собой ту работу, которая должна проводиться в контексте ДНЯО. Вопрос ЗСОМУ останется в повестке дня обзорных циклов ДНЯО до полного выполнения целей и задач резолюции по Ближнему Востоку 1995 г.

Благодарю Вас.

Видео выступления