Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации В.Е. Кардаш на заседании Второго комитета по пункту 21 повестки дня «Группы стран в особой ситуации»

Г-жа Председатель,

К сожалению, восстановление НРС и РСНВМ после последствий пандемии COVID-19 и достижение целей Повестки дня устойчивого развития на период до 2030 г. происходит не такими высокими темпами, как нам бы того хотелось. Начиная с 2020 г. все страны переживают турбулентные времена, но для самых уязвимых из них, коими являются НРС и РСНВМ, преодоление современных вызовов является особенно проблематичным.

Уже в 2024 г. заканчивается период реализации Венской программы действий для РСНВМ, цели которой вряд ли удастся достичь. По итогам 2021 г. отрицательная динамика ВВП сохранялась в Афганистане, Непале и Бутане. Большинство африканских РСНВМ росли крайне низкими темпами.  Несмотря на определенный прогресс в возвращении на траекторию устойчивого роста в ряде стран, в частности в Центральной Азии, в РСНВМ сохраняются такие проблемы, как отсутствие современной и устойчивой инфраструктуры, включая транспортную, энергетическую, цифровую, низкая степень диверсификации производства, зависимость от сырьевых товаров.  В новой программе действий, подготовка которой должна начаться уже в скором времени, необходимо будет сохранить фокус на этих областях и найти новые решения для их безусловного развития.

Г-жа Председатель,

Российская Федерация намерена поддерживать и реализацию утвержденной в этом году Дохийской программы действий для НРС в соответствии с национальными приоритетами и стратегиями. В частности, считаем необходимым приложить максимальные усилия для обеспечения в НРС продовольственной, энергетической и финансовой безопасности, развития образования и здравоохранения, создания благоприятных условий в торговле, в том числе в странах, выходящим из категории НРС.

Рассчитываем на прогресс в рассмотрении таких вопросов, как создание в НРС системы накопления запасов на региональной и субрегиональной основе, онлайн-университета и других эквивалентных платформ для поддержки дистанционного высшего образования, укрепление существующей комплексной системы раннего оповещения и установление и применение режимов стимулирования инвестиций в интересах НРС. Предложенные в этих областях решения должны иметь под собой продуманные стратегии привлечения финансовой и технической помощи, поскольку, как мы видим на практике, зачастую ввиду отсутствия необходимых средств такие механизмы оказываются нежизнеспособными.

Не стоит забывать и о том, что перед обеими категориями стран стоит важнейшая задача развития материально-производственной базы, основанной на инновационных технологических решениях, и реализации социальной и климатической повестки. Ключевым вызовом остается и наращивание инвестиций в устойчивую инфраструктуру, которая должна быть доступна для всех слоев населения. Такой подход позволит укрепить потенциал НРС и РСНВМ в решении текущих и будущих проблем.

Призываем ООН и партнеров к наращиванию сотрудничества в интересах НРС и РСНВМ с целью содействия их собственным прагматичным приоритетам развития и обеспечения равного и справедливого роста в них на основе принципа «никого не оставить в стороне». Со своей стороны, будем продолжать оказывать этим странам посильное содействие как на двусторонней основе, так и через организации, программы и фонды ООН.

Благодарю за внимание.