Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на заседании СБ ООН о деятельности Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов

Г-н Председатель,

Приветствуем Председателя и Обвинителя Международного остаточного Механизма для уголовных трибуналов.

Остаточный механизм был учрежден Советом Безопасности 12 лет назад. Наконец-то случилось "чудо": Председатель заявил о своем намерении трансформировать механизм из судебного органа в подлинно остаточную структуру. Спасибо Вам, г-жа Гатти. Вы лишний раз подтверждаете нашу правоту: все эти годы мы только и говорим о том, что под вывеской Остаточного механизма продолжает де-факто существовать судебная инстанция, решения Совета Безопасности в части сворачивания деятельности трибуналов не выполняются; остаточный механизм сознательно затягивает дела, продолжает выполнять несвойственные ему функции, пытается искусственно продлить свое существование. Надеемся, что при новом руководстве ситуация кардинально поменяется. 

В данном контексте обратили внимание на планы по закрытию следственного изолятора в Аруше и офиса в Сараево с 1 апреля 2023 г. Такое решение видится нам шагом в правильном направлении. Призываем не останавливаться на этом.

В целом с учетом остаточной природы Механизма убеждены, что его руководство должно на регулярной основе проводить ревизию его функций, подразделений и офисов на предмет избыточности и утраты релевантности. Считали бы весьма востребованными соответствующие практические рекомендации Управления служб внутреннего надзора ООН. 

На следующем брифинге было бы полезным услышать соображения о вариантах передачи остаточных функций Механизма после прекращения его деятельности (например, компетентным национальным органам, Секретариату ООН и т.д.). Механизму в этом плане следует равняться на наилучшие практики других подобных ему структур, в частности Специального трибунала по Ливану. 

Трибунал по Ливану отвечает, в том числе, за управление архивами, включая вещественные доказательства, оказание содействия национальным органам, защиту жертв и свидетелей. При этом в отличие от Механизма, он смог точно определить дату завершения своей работы – 31 декабря 2023 г. и четко распланировать выполнение финальных задач до этого срока. Этот пример наглядно показывает, что при надлежащем управлении и планировании в завершении остаточных функций нет ничего сверхъестественного.

Г-н Председатель,

Вынуждены вновь выразить крайнюю степень обеспокоенности тяжелым состоянием здоровья Р.Младича. Он находится в распоряжении, а значит и в зоне прямой ответственности Механизма. Напоминаем, что оценка, забота и улучшение физического и психического здоровья отбывающих наказание лиц входит в круг задач соответствующего пенитенциарного учреждения и является одним из минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными.

Кроме того, получение лицами, находящимися под надзором Механизма, своевременной и квалифицированной врачебной помощи предусмотрено базовыми международно-правовым документами, а также профильной резолюцией СБ ООН 2529 (2020).

Обратили внимание на то, что инструмент досрочного освобождения используется только тогда, когда Механизму требуется снять с себя ответственность за очередного тяжелобольного заключенного. Именно на это указывает упомянутый в докладе факт освобождения Р.Брджанина буквально за считанные дни до его смерти. Считаем подобную практику возмутительной, негуманной и требующей пересмотра.

Дело Р.Младича предоставляет для Механизма хорошую возможность продемонстрировать гуманность. Ни для кого не секрет, что процесс вынесения приговора сербскому генералу отличался попранием основных прав обвиняемого. О невозможности рассчитывать на объективность красноречиво свидетельствовала дисквалификация трёх судей Механизма именно по причине их предвзятого отношения.

В этой связи, а также принимая во внимание состояния здоровья и преклонный возраст Р.Младича, считали бы справедливым рассмотрение Механизмом вопроса о его освобождении по гуманитарным соображениям. Такой шаг пошел бы на пользу процессу залечивания ран, оставленных гражданской войной на Балканах и неизбирательными бомбардировками НАТО территории бывшей Югославии в 1990-х годах. 

Г-н Председатель,

Хотели бы остановиться отдельно на выполнении Механизмом функций по надзору за исполнением приговора в отношении Р.Караджича. Представители сербского гражданского общества направили открытое письмо в защиту прав этого осужденного. В нем подробно описываются факты грубого игнорирования Великобританией, где Р.Караджич отбывает пожизненное заключение, его законных прав. 

В частности, из документа общественников следует, что ему не обеспечиваются права на безопасную среду и получение информации. Он, помимо прочего, полностью лишен возможности общения со своими родными и не имеет доступа к материалам собственного судебного дела. 

Это вопиющие нарушения базовых международно-правовых инструментов в области защиты прав человека, в частности, Международного пакта о гражданских и политических правах, Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными («Правила Нельсона Манделы») В этой связи призываем Механизм ответственно, а не сугубо формально подойти к функции надзора за исполнением приговоров. 

Благодарю Вас.