Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.С.Проскурякова в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Охват и применение принципа универсальной юрисдикции»

Г-н Председатель,

Россия твердо привержена борьбе с безнаказанностью за наиболее тяжкие преступления по международному праву. Отмечаем важность принципа универсальной юрисдикции в деле привлечения к ответственности лиц, совершивших такие преступления. Вместе с тем до тех пор, пока он не приобретет четких общепринятых правовых рамок либо не сформируется консенсус в отношении, по крайней мере, условий применения и сферы его охвата, обращаться с ним требуется крайне осмотрительно. Известно достаточно примеров, когда действия национальных судебных органов со ссылкой на данный принцип или злоупотребление им приводили к серьезным осложнениям в межгосударственном общении.

Благодарим Генерального секретаря за доклад, обобщающий комментарии государств и международных организаций по этой теме. Каких-либо принципиально новых моментов в нем мы не обнаружили. Он, как и предыдущие доклады по этой проблематике, свидетельствует о широком разбросе взглядов на концепцию универсальной юрисдикции и модальности ее применения. Это лишний раз подтверждает отсутствие среди государств единого понимания принципа и с учетом этого требует осмотрительного обращения с ним.

В любом случае осуществление универсальной юрисдикции государствами должно соответствовать их обязательствам по международному праву, в особенности тем из них, которые касаются иммунитетов высших должностных лиц. Не стоит забывать, что для борьбы с безнаказанностью за наиболее тяжкие преступления по международному праву у государств и международного сообщества имеются другие, не столь спорные, инструменты. Призываем к дальнейшему укреплению договорных механизмов сотрудничества в уголовно-правовой сфере, таких как правовая помощь, обмен информацией и взаимодействие следственных органов.

Г-н Председатель,

Что касается перспектив работы Комитета над данной темой. В целом не возражаем против дальнейшего обсуждения. Однако расхождения во взглядах, затрудняющие прогресс в работе Комитета по этой теме, никуда не исчезли. Очевидно, что отсутствие консенсуса в Комитете едва ли позволяет выработать единые стандарты и критерии применения универсальной юрисдикции. Причин, которые могли бы способствовать сближению, мы не видим. Государства, по сути, озвучивают одни и те же позиции. С учетом этого полагаем, что что на основе тех материалов, которыми Комитет располагает на данный момент, продвинуться в рассмотрении этой темы будет трудно.

Г-н Председатель,

Ряд делегаций вновь не удержался от антироссийских ремарок, перемежая их с комплиментами в адрес института универсальной юрисдикции и воззваниями к Комитету заниматься его дальнейшим развитием.

В этой связи наша делегация хотела бы вновь напомнить о том, при каких обстоятельствах на повестке дня Шестого комитета оказалась проблематика универсальной юрисдикции. Предупрежу заранее – те, кто искренне считает, что наша задача – развитие института универсальной юрисдикции, могут сильно расстроиться.

Реальность такова, что в прицел внимания Комитета универсальная юрисдикция попала именно из-за злоупотребления этим институтом западными странами в нарушение общепризнанных принципов и норм международного права.

Страны Африки были недовольны тем, что под предлогом осуществления универсальной юрисдикции западные суды игнорировали нормы об иммунитете должностных лиц от иностранной уголовной юрисдикции и суверенного равенства государств.

Именно это недовольство и привело к тому, что по запросу африканской группы данный сюжет оказался передан на рассмотрение нашего Комитета. Таким образом, наша задача – не развитие и укрепление института универсальной юрисдикции, а выработка консенсусных подходов, гарантирующих отсутствие злоупотреблений данной концепцией в политических целях.

Выслушав выступления западных делегаций, мы в очередной раз смогли убедиться в том, для чего они намереваются использовать этот институт. Таким образом, приходится констатировать, что пока нашему Комитету едва ли удалось найти адекватное решение для тех проблем, которые и привели к началу работы над данной темой. 

Институт универсальной юрисдикции может быть полезен для привлечения к ответственности лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления по международному праву. Однако произвольное обращение с ним чревато осложнениями в отношениях между государствами. Найти способ избежать политизации и злоупотреблений – вот наша реальная задача. Давайте сосредоточимся на ней.

Г-н Председатель.