Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на заседании СБ ООН на тему «Угрозы международному миру и безопасности: климат и безопасность в Африке»

Г-н Председатель,

Благодарим г-жу Поби, г-на Гауму Бекале и г-на Юссефа за выступления.

Российская Федерация придает первостепенное значение проблематике изменения климата, в частности, в таких особо уязвимых для стихийных бедствий регионах, как Африка. Неоспорим тот факт, что порождаемые климатическими трансформациями засухи, наводнения, лесные пожары, опустынивание, ураганы и другие природные катаклизмы приводят к серьезнейшим экономическим и социальным последствиям. 

Мы разделяем озабоченности, изложенные в концептуальной записке габонского председательства в Совете, в связи с тем, что в некоторых регионах, в частности на Африканском континенте, последствия изменения климата создают условия, провоцирующие возникновение противоречий между общинами и даже приводящие к насилию. 

В этой связи полагаем целесообразным не только наращивать глобальные усилия по борьбе с изменением климата, но и содействовать затронутым странам в адаптации к его негативным последствиям, прежде всего в целях качественного изменения социально-экономической ситуации. Убеждены в необходимости солидарных действий международного сообщества по решению давно накопившихся и стихийно обрушивающихся на Африку проблем доступа к чистой питьевой воде, обеспечения продовольственной безопасности, восстановления или укрепления сельского хозяйства и промышленности, систем раннего оповещения.

При этом важно, чтобы речь не шла о фрагментации содействия развитию и преодолению деградации окружающей среды, а о комплексных эффективных мерах: ведь, как сказано в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата «Изменение климата в 2022 г., воздействие, адаптация и уязвимость» «в сравнении с другими социально-экономическими факторами влияние климата на конфликты относительно слабое». Уверены, что успешно противостоять вызовам невозможно без устойчивого социально-экономического развития, выстроенного на национальных приоритетах и с учетом местной специфики. Нужны инфраструктура, эффективно действующая сфера социальных услуг, механизмы раннего оповещения и реагирования. 

С особым вниманием относимся к африканским программным документам, в которых говорится о взаимосвязи устойчивого развития и безопасности: «Повестке для развития Африки 2063» и инициативе «Заставить оружие замолчать». В последней отмечается необходимость эффективной борьбы с засухами, опустыниванием, обезлесением и изменением климата в контексте связки с устойчивым развитием. Это именно тот элемент, которого не хватает при попытке выстроить цепочку от климата до безопасности, и который, по сути, и является самой главной сферой применения действий.

Что касается Совета Безопасности. Считаем важным концентрироваться на анализе причин каждого из конфликтов. Единой мерки тут быть не должно, поскольку ошибка с определением того, что именно привело к обострению противоречий, понижает эффективность мер реагирования. Таких страновых сюжетов, находящихся на повестке для работы СБ десятилетиями, к сожалению, немало. Не видим добавленной стоимости в добавлении еще одного заобщенного критерия. По имеющемуся у нас опыту, включение новых генерических тем в лучшем случае приводит к распылению ресурсов, а в худшем – превращается в дополнительный инструмент давления на принимающие государства. 

Подчеркну: если в конкретной стране или регионе возникает специфическая проблема, и у Совета Безопасности действительно есть инструментарий ее решить – необходимо действовать. Но принимаемые СБ мандаты не должны представлять собой набор наиболее популярных в ООН и в большинстве своем продвигаемых западом приоритетов. Параллельно необходимо наращивать усилия по гуманитарной помощи и социально-экономическому развитию, поскольку страны, находящиеся в конфликте, в большинстве своем находятся в плачевном социально-экономическом положении. 

Г-н Председатель, 

В так называемой секьюритизации климата есть двойное дно. Основные апологеты декарбонизации и «зеленой экономики» – это развитые страны, которые обеспечили свое экономическое процветание за счет использования природных ресурсов, в том числе ископаемого топлива. Многие из этих богатств поступали и поступают из Африки. В итоге, ратуя за «повышения климатической амбициозности», развитые страны, стартовали с заведомо выигрышных позиций. И сейчас развитые страны продолжают откат в выполнении своих же климатических обязательств. Сделан осознанный выбор: в жертву принесена глобальная климатическая повестка в угоду политической повестке.

Тем временем Африканский регион, чьи жизненно важные интересы вновь оказались на периферии диктуемой западом мировой повестки, рискует ощутить на себе все больший ущерб от связанных с климатом природных явлений, а также непродуманных односторонних решений так называемых климатических лидеров. Такие двойные стандарты и подходы должны быть исключены из будущего климатического международного сотрудничества.

Г-н Председатель,

Мы убеждены, что для эффективного функционирования системы ООН необходимо сохранить разделение труда, закрепленное в Уставе Организации. Совет Безопасности не может и не должен дублировать работу других учреждений системы ООН. Борьба с климатическими изменениями и их негативными последствиями в социально-экономической сфере относится исключительно к вопросам устойчивого развития.

Призываем интенсифицировать взаимодействие на профильных многосторонних площадках, занимающихся как изменением климата в целом, так и его негативными проявлениями в экономике и социальной сфере, в первую очередь в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Практический вклад в адаптацию, ликвидацию последствий катаклизмов и укрепление систем раннего оповещения способна сделать система развития ООН с помощью международной проектной деятельности – столь востребованной работы ооновских оперативных агентств. Россия уделяет внимание климатической повестке в нашем взаимодействии с ооновскими агентствами в интересах африканских стран.

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово:

В адрес моей страны прозвучали обвинения, которые искажают действительность. Мы на них отвечали, и не раз, и сегодня не будем тратить на это время. При этом хотел бы подчеркнуть следующее. Это конкретная демонстрация того, как некоторые страны эксплуатируют Африку в своих интересах. Россия же не эксплуатирует африканские проблемы, напротив, подтверждает свою готовность работать по африканской повестке.