Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН на тему: «Поддержание международного мира и безопасности: преодоление исторической несправедливости и улучшение эффективной представленности Африки в СБ ООН»

Г-н Председатель,

Приветствуем Ваше личное участие в дебатах Совета по вопросу о преодолении исторической несправедливости в отношении участия государств Африки в работе Совета Безопасности ООН. Внимательно заслушали выступления Генерального секретаря и Председателя Генеральной Ассамблеи. Признательны также г-же Мбете за полезный анализ ситуации вокруг исправления исторической несправедливости в отношении Африки.

Эта тема имеет для нас особую важность, поскольку Российская Федерация является одним из наиболее последовательных сторонников реформирования Совета Безопасности с тем, чтобы его состав отражал многополярную природу современного мира. Наши базовые подходы по этому важному вопросу не претерпели изменений с самого запуска реформенного процесса в 2009 году. Мы недвусмысленно выступаем за расширение Совета исключительно за счет развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Видим в этом логичный и давно назревший шаг к преодолению исторической несправедливости, в первую очередь – в отношении государств африканского континента, нынешнее представительство которого в Совете никак не соответствует ни общему числу государств, ни современной роли Африки в международных делах.

При этом, думаю, все мы согласимся, что реформированный Совет должен оставаться эффективным и авторитетным. Для этого его состав не должен быть чрезмерно широким. Очевидно, что Совет Безопасности из 25-30 членов эффективно выполнять свой мандат не сможет. Кроме того, в его распоряжении должен оставаться такой действенный механизм, заложенный государствами-основателями ООН в ее Устав, как право вето. Именно этот инструмент остается гарантией принятия Советом взвешенных и реалистичных решений, от которых напрямую зависят перспективы урегулирования вооруженных конфликтов в различных регионах мира. Оно задействуется в т.ч. и в интересах Африки, как, например, ровно год назад, когда применение Россией вето позволило избежать продления потерявших всякую актуальность контрпродуктивных санкций в отношении Мали.

Г-н Председатель,

К сожалению, в последние годы наблюдаем от ряда наших коллег достаточно конъюнктурный подход к включению в состав Совета новых представителей Африки. Если внимательно приглядеться к их аргументам, то несложно убедиться, что их больше заботит, чтобы вместе со странами Глобального Юга в постоянный и непостоянный «пул» Совета попали их страны-союзники по блоку НАТО. При этом совершенно очевидно, что западные страны, строго придерживающиеся блоковых подходов, уже существенно перепредставлены в Совете Безопасности. Призываем наших африканских коллег проявлять бдительность и не совершать ошибку: преодолеть историческую несправедливость в отношении Африки при параллельном вхождении в СБ ООН новых западных членов не получится. Для этого должна существенно увеличиться именно пропорция африканских и в целом развивающихся государств по сравнению с их бывшими метрополиями и их единомышленниками, стремящимися любой ценой и без каких-либо оснований сохранить свое доминирующее положение в мировых делах.

Г-н Председатель,

По нашему убеждению, задача исправления исторической несправедливости в отношении Африки не должна ограничиваться реформой СБ ООН. Ведь такая неприглядная картина распространяется и на другие ключевые вопросы многостороннего мироустройства, имеющие ничуть не меньшее, если не большее значение для коренных интересов Африки. Ясно видим, как на фоне своей ускользающей гегемонии страны Запада всеми силами в духе колониального времени стремятся сохранить свои привилегированные позиции.

Последствия колониализма распространяются на все сферы жизни африканского общества и являются весомым препятствием к обретению странами континента устойчивой роли в мировых делах. Прямое угнетение сменилось изощренными формами неоколониализма – здесь и закрепление сырьевого характера экономик, и жесткие программы МВФ, и «утечка мозгов». Эти факторы ведут к укоренению экономической неразвитости, бедности и политической нестабильности в африканских странах. Прямым ограничением на развитие, а подчас – и сам суверенитет стран-заемщиков – является растущее долговое бремя. Согласно данным ЮНКТАД, совокупный долг Африки за 12 лет увеличился на 183% до 1,8 трлн. долл. США, что в четыре раза превысило темпы роста национальных ВВП на континенте.

Невозможно обойти вниманием критически важную для Африканского континента проблематику мобилизации внутреннего финансирования на цели развития. Африка может терять теряет до 150 млрд. долл. США ежегодно из-за вывода активов, большая часть которых оседает в западных странах либо подконтрольных им юрисдикциях.

Негативное влияние на развитие оказывают и незаконные ограничительные меры, которые сегодня действуют в отношении девяти африканских стран. И эту несправедливость и неоколониальную дискриминацию западные страны исправлять не хотят, предпочитая рассуждать о высоких материях.

Мы твёрдо исходим из того, что экономическая поддержка развивающимся странам со стороны государств Запада – это не жест доброй воли, а моральный долг за несправедливость эксплуататорской колониальной системы прошлого и современной международной финансовой системы. Ведь, несмотря на громкие заявления западных доноров, объемы помощи развитию сохраняются на скудном уровне, ниже требуемых в соответствии с международными обязательствами 0,7% от ВНП. Вокруг этого вопроса продолжаются бурные дебаты на переговорах по проекту «Пакта будущего». Громко звучит проблема отсутствия представителей Глобального Юга в управляющих структурах не только Бреттон-Вудских, но даже ооновских институтов развития, фондов и программ. Недопустимо, когда в течение десятилетий руководящие посты занимают представители лишь одной региональной группы, а секретариаты финансовых институтов де-факто приватизированы крупнейшими донорами. Рассчитываем, что при содействии сокоординаторов переговорного процесса, один из которых представляет Намибию, будут достигнуты столь необходимые сдвиги по демократизации системы глобального управления.

Г-н Председатель,

На фоне ухудшения общей гуманитарной ситуации в Африке удивляет откровенная политизация вопросов оказания гуманитарной помощи со стороны западных доноров. Так, гумпризывы ООН для многих африканских стран в 2023 г. были профинансированы лишь на уровне 20-30% и эти же тенденции сохраняются в текущем году. При этом, к примеру, на Украине, которая является экспортером продовольствия, гумпризыв демонстрирует рекордные показатели и профинансирован на 70 и более процентов. Очевидно также, что объемы западной военной помощи Украине могли бы спокойно «закрыть дыру» в большинстве африканских гумпланов ООН, улучшить жизни сотни миллионов людей. Однако западные политики и «дельцы» предпочитают вместо этого поставлять оружие в «горячие точки», наживаясь на горе и страданиях людей. Схожее положение дел наблюдается в рамках международных усилий по миростроительству. Отмечаем, что западные доноры оказывают финансовую поддержку преимущественно на проекты, связанные с их собственными приоритетами, тогда как насущные потребности африканских стран в инфраструктуре и технологиях зачастую остаются без внимания. Разве всё это не является проявлением исторической несправедливости в отношении Африки?

Настала пора положить этому конец и перейти к справедливому миропорядку, исправив искусственные дисбалансы из прошлых времен, когда большая часть Африки была еще колонизирована. Шагами в правильном направлении стало недавнее включение Афросоюза в состав «Группы двадцати», а также расширение БРИКС, во многом за счет стран Африки. Несомненно, это откроет возможности для большего учета приоритетов континента в дискуссиях по ключевым глобальным вопросам на этой площадке.

Возвращаясь к непосредственной теме нашего заседания, хотел бы отметить, что есть много практических шагов, которые существенно укрепили бы голос африканских государств в нашем Совете уже сегодня и которые могут не ждать договоренностей по реформе СБ ООН. Так, очевидным пережитком устаревшей колониальной логики в Совете является текущее распределение неформального кураторства страновых и региональных «досье» за бывшими метрополиями. Складывается весьма неутешительная ситуация, при которой большая часть народов Африки обрела свою независимость, а их бывшие колонизаторы по-прежнему осуществляют «пригляд» за ними из зала Совета. Мы много лет последовательно изобличаем эту неприглядную ситуацию, все усилия по исправлению которой неизменно саботируются западными странами.

Г-н Председатель,

СССР всегда был искренним и верным другом Африки, помогавшим ей освободиться от оков колониализма и эксплуатации, прочно встать на ноги. Сегодня эту дружественную и конструктивную по отношению к Африке линию продолжает Россия. Поэтому наши африканские друзья всегда могут рассчитывать на нашу помощь и поддержку. Как и на то, что мы будем продолжать «выводить на чистую воду» тех, кто, как у нас говорят, на «вашем горбу» пытается протащить в СБ ООН новых западных членов и, таким образом, удержать своё влияние в Совете и в мире в целом с тем, чтобы и дальше продолжать эксплуатировать ваши государства и мешать их развитию.

Благодарю за внимание.

Видео выступления