Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по теме «Продвижение и укрепление верховенства права в поддержании международного мира и безопасности: верховенство права среди наций»

Г-н Председатель,

Благодарим сегодняшних докладчиков.

В фокус внимания сегодняшнего заседания наши японские коллеги поставили вопросы верховенства права. Это действительно весьма актуальная и важная тема, которую следует рассматривать системно и беспристрастно. Однако из концептуальной записки к нашей встрече следует, что подобного стремления у организаторов нет. Услышанные нами сегодня выступления подтверждают, что, ставя вопрос о верховенстве права, наши бывшие западные партнеры хотят лишь продвигать нарратив о якобы ответственности России за возникающие угрозы международному миру и безопасности, оставляя при этом «за скобками» свои собственные вопиющие нарушения. Разумеется, с подобной трактовкой, полностью вписывающейся в западную концепцию «миропорядка, основанного на правилах», где правила формулируют сам Запад, мы согласиться не можем. Она – эта концепция – не соответствует ни правде, ни нормам международного права, включая Устав ООН. Последним примером такого произвольного создания удобных для себя правил является упомянутое сегодня исключение Ирана из членов Комиссии по положению женщин. Юридически это сделать было невозможно, но США и их союзников это не смутило. Они просто взяли и исключили Иран. И вы нас учите международному праву? 

Лейтмотивом выступлений наших западных коллег в последнее время стал тезис о том, что своего рода «Рубиконом» с точки зрения международного права стало начало СВО России на Украине 24 февраля 2022 года. Из этого может создастся впечатление о том, что до этого момента будто бы вообще ничего противоправного в мире не происходило. Разумеется, это не так. Международное право было неоднократно попрано и изнасиловано задолго до этого. И вовсе не Россией. Разберем некоторые из этих примеров.  

Реальные истоки украинского кризиса лежат в высокомерии Запада и его абсолютном нежелании считаться с чужими интересами – даже когда речь идет о таких важнейших вещах, как безопасность государства. Иных объяснений того, почему страны НАТО в нарушение базовых принципов ОБСЕ возвели в абсолют право своего блока расширяться, даже если при этом попирается принцип неделимости безопасности, просто не существует.

Истоки той непростой ситуации, в которой мы все сегодня оказались, лежат еще и в неудержимом стремлении Вашингтона играть роль «мирового жандарма», которую он самолично присвоил. Cогласно подготовленному в 2022 году Исследовательской службой Конгресса США документу следует, что после 1991 года, когда США объявили себя победителями в «Холодной войне», зафиксирован 251 случай использования вооруженных сил США за рубежом. Cогласно данным американского Бюро по переписи населения по состоянию на 2022 год в США числится свыше 16 млн. ветеранов – т.е. лиц, непосредственно принимавших участие в боевых действиях. И это при том, что уже два десятилетия на США никто не нападал. Задумайтесь над этим.

Международное право и публичный порядок, основанный на его верховенстве, были грубо попраны коллективным Западом с первыми натовскими бомбами, сброшенными на Югославию, если не еще раньше. Тогда, те страны, которые сегодня любят говорить о «первом с конца Второй мировой войны конфликте в Европе и посягательстве на принцип нерушимости границ», в 1990-х в нарушение норм международного права и Устава ООН разбомбили и расчленили суверенную страну, отторгнув от нее часть территории. Свои действия, являвшиеся банальной агрессивной войной по выбору, они прикрыли «фиговым листком» концепции «гуманитарной интервенции», не имеющей ничего общего с международным правом. Эти же страны потом направили комментарии в Международный Суд ООН в поддержку «законности» одностороннего провозглашения независимости так называемого «Косово». Теперь они же рассказывают нам об «уникальности косовского прецедента» и неприменимости их аргументации и позиции к референдумам в Крыму и на освобожденных территориях Украины. 

Дальше была концепция «войны с террором». Она привела к разрушению и многолетней оккупации Афганистана, сопровождавшейся многочисленным и безнаказанными военными преступлениями натовских солдат, гибелью десятков тысяч мирных жителей, а также рекордным ростом наркопроизводства и наркотрафика. От последствий этих событий Афганистан не может оправиться до сих пор. 

При этом США с союзниками развивают практику широкой интерпретации статьи 51 Устава ООН как допускающей самооборону от негосударственных субъектов на территории третьих государств. То есть, если Вашингтону или его союзникам надо куда-то вторгнуться или кого-то разбомбить – достаточно заявить, что там террористы. 

Все помнят натовскую агрессию против Ирака под насквозь фальшивым предлогом наличия «оружия массового поражения». Его, естественно, так и не нашли. Зато вторглись в страну, разрушили ее экономику и промышленность, убили национального лидера и сотни тысяч мирных жителей, а также установили многолетнюю оккупацию с присвоением себе иракских национальных и природных богатств. Это тоже был прекрасный пример «миропорядка, основанного на правилах».

Потом была Ливия, где применили концепцию «гуманитарной интервенции», но под новым названием – «ответственности по защите». Резолюцию СБ о введении бесполетной зоны США и их сателлиты истолковали как карт-бланш на ковровые бомбардировки страны. Снова имела место банальная агрессия в нарушение международного права и Устава ООН. Итог предсказуем: национальные богатства разграблены, лидер убит без суда и следствия, некогда процветающая страна погружена в пламя хаоса и гражданской войны, которая тянется уже второе десятилетие.

В ливийском сюжете проявил себя и такой якобы инструмент поддержания верховенства права как Международный уголовный суд. За считанные дни его прокурор Л.Морено-Окампо сфабриковал дело на М.Каддафи, приводя в качестве доказательств топорнейшие фейки про раздачу солдатам «Виагры» для массовых изнасилований и неких «чернокожих наемников» для совершения особых зверств. Теперь уже МУС выступил «фиговым листком» для агрессии Запада, решив задачу по дегуманизации ливийского лидера и его окружения. 

К слову, со своими прямыми обязанностями у этого Суда на ливийском направлении все гораздо печальнее: годы имитации бурной деятельности при нулевых результатах. Стоит ли говорить, что виновных в военных преступлениях и гибели мирных жителей натовцев МУС не установил и не наказал, как и тех, кто убил М.Каддафи.

Очередной страной, пострадавшей от верховенства права по-американски стала Сирия. Здесь и прямая военная агрессия США и НАТО с оккупацией значительной части территории страны, продолжающейся и по сей день, и поддержка иностранных боевиков – террористов. 

Наконец, раз уж организаторы сегодняшнего заседания акцентировали особое внимание на статье 51 Устава, не можем не отметить, что именно в Сирии США поставили очередной рекорд в расширительном толковании ее положений. Они уведомили СБ о коллективной самообороне совместно с сирийскими курдами против сирийской же армии. То есть выдали за самооборону действия с негосударственным субъектом против вооруженных сил страны, в которой этот субъект находится. Интересно, где здесь организаторы сегодняшнего заседания видят использование статьи 51 «исключительно против вооруженного нападения и с соблюдением требований необходимости и пропорциональности, а не как благовидный предлог», упомянутое в сегодняшней записке?

Г-н Председатель,

В цепочку этих событий, ставших результатом западного колониального мышления и гегемонизма, очень хорошо вписывается уже упомянутый мною рукотворный украинский кризис. Те, кто незаангажированы, прекрасно понимают, что СВО России на Украине – это следствие, а не первопричина украинского кризиса. Ему, на самом деле, как минимум 9 лет. Очень условно за «точку отсчета» можно взять февраль 2014 года, когда коллективный Запад подготовил, профинансировал и поддержал в этой стране кровавый антиконституционный вооруженный переворот, лицемерно названный «революцией достоинства».

Американские политики даже не скрывают свою вовлеченность в события. Г-жа В.Нуланд даже назвала сумму, израсходованную на смену режима, – 5 млрд долл. США. Она же в своих телефонных переговорах в 2014 году тасовала будущих лидеров незалежной, как колоду карт. 

Международному праву был нанесён смертельный удар, когда гарантии, данные лидерами европейских стран действующему и демократически избранному Президенту В.Януковичу, оказались растоптаны ими уже на следующий день. Сам украинский лидер, еще находившийся на территории страны, был объявлен отсутствующим и отстранен от должности с нарушением тогдашней конституции Украины. 

Сопротивляющихся этому самоуправству пятерых судей конституционного суда просто выгнали и заменили на «правильных людей» – опять же вопреки основному закону страны с формулировкой о «нарушении присяги судьи». Нарушение, если кто-то не понял, состояло в верности духу и букве тогдашней конституции Украины. 

Вопиющее попрание всех мыслимых процедур по украинскому законодательству США и ЕС ничуть не смутило. Они поспешили признать в качестве единственно легитимного руководства Украины клику националистов, объявивших себя властью по итогам майданного переворота. Такие вот высокие стандарты демократии и верховенства права. Ободренный их поддержкой самозваный и.о. президента А.Турчинов своим приказом о так называемой «антитеррористической операции» в апреле 2014 года развязал полномасштабную гражданскую войну с населением Донбасса, отказавшегося мириться с подобным произволом и жить под пятой радикалов. Апогеем подобного беззакония стало сожжение 2 мая в 2014 г. в Доме профсоюзов в Одессе протестующих против радикалов. Запад закрыл на это глаза, давая понять, что дает киевскому режиму «карт-бланш» на любые преступления. Дело Турчинова продолжил посаженный на президентское кресло под лозунгами борьбы с коррупцией олигарх П.Порошенко. 

Гражданская война с собственным народом продлится на Украине еще долгих 8 лет, обернувшись настоящим кошмаром для Донбасса и потерей многих тысяч жизней гражданских лиц, включая детей. И все это под дежурные заявления западных политиков о стремлении к урегулированию и «безальтернативности» Минских соглашений. И снова бесстыдная ложь. Как стало известно из недавних откровений непосредственных участников этих событий – А. Меркель и Ф. Олланда – Запад изначально не собирался ничего урегулировать. Минские соглашения, по их собственному признанию, были нужны лишь для того, чтобы накачать Украину иностранным оружием, наемниками и подготовить ее к военным действиям. Об этом же рассказал и П.Порошенко. На фоне подобного системного и чудовищного обмана ни у кого не должно вызывать удивления то, что пришедший к власти под лозунгами «достижения мира» В.Зеленский продолжил заданный ему вектор и вверг свою страну в настоящую катастрофу.

Г-н Председатель,

Многие здесь, в том числе покинувший зал Генеральный секретарь, любят говорить о превенциях. Если бы резолюция СБ 2202, которая одобрила Минский комплекс мер, была реализована добросовестно, в том числе теми членами Совета Безопасности, которые сегодня находятся в этом зале, то мы бы не оказались в той ситуации, в которой мы находимся сейчас. Вот Вам, г-н Председатель, и соблюдение договорённостей, о необходимости которых Вы сегодня говорили, вот Вам яркий пример превенций. 

Г-н Председатель, 

Прямо сейчас мы наблюдаем очередную нахрапистую атаку Запада на международное право в виде беспрецедентного злоупотребления статьей 63 Статута Международного Суда для оказания открытого давления на один из главных органов ООН. Речь идет о намерении порядка 50 государств, в основном членов ЕС и НАТО, вступить на стороне Украины в находящееся на рассмотрении Суда дело по Конвенции о предотвращении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Многие из этих стран без стеснения говорят о том, что поступают так именно из политических соображений – для демонстрации поддержки Киеву.

Мы, однако, твердо убеждены, что международное право и цели и принципы, заложенные в Уставе ООН, все равно восторжествуют над псевдоюридическими концепциями типа «миропорядка, основанного на правилах», а также конструкциями наподобие различных «саммитов демократий», НАТО, АУКУСов, и прочих «сугубо оборонительных союзов» и систем деления государств на «правильные» и «неправильные».

Рассчитываем на более активную роль Всемирной Организации и ее Генсекретаря в этих вопросах. Вызывает разочарование, что продвигаемые Секретариатом непонятные концепции типа «нового видения верховенства права» во многом идут в русле «миропорядка, основанного на правилах». В них нет акцента на важности учета национальных, культурных и религиозных особенностей каждого отдельного государства. Наоборот, предпринимается попытка навязать через них государствам-членам ООН шаблонную модель поведения и дать «инструкции» по государственному и общественному устройству. 

Вместо траты бюджетных денег на подготовку подобных сомнительных умозрительных конструктов рекомендовали бы сконцентрироваться на сохранении и защите системы международного права, выстроенной вокруг Устава ООН.

В этом вопросе ключевую роль должен сыграть и Международный Суд ООН. Рассчитываем, что этот главный орган Всемирной Организации не поддастся беспрецедентному политическому шантажу, с которым ему пришлось столкнуться. В итоге от его твердости и последовательности зависит устойчивость и авторитет международной системы отправления правосудия в целом.

Благодарю за внимание.