Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на дебатах СБ ООН «Сотрудничество между ООН и региональными и субрегиональными организациями: отмечая 20-летнюю годовщину Африканского союза и формируя конструктивный многополярный мир»

Г-н Председатель,

Благодарим Габон за организацию сегодняшних дебатов, приветствуем Ваше участие в сегодняшнем заседании. 

Признательны Генсекретарю ООН Антониу Гутеррешу за его доклад. Ожидаем выступление Председателя Комиссии Африканского союза Муссы Факи Махамата.

Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями является неотъемлемым элементом текущей международной повестки дня в целом, и СБ ООН в частности. Неизменно выступаем за развитие такого взаимодействия на базе Устава ООН, прежде всего его Главы VIII. Видим, что в последнее время нарастают желание и возможности поиска региональных решений возникающих проблем. Гораздо более напористо действуют Африканский союз и субрегиональные организации Африки, АСЕАН, ШОС, ОДКБ и другие региональные объединения. Это – ответ на геополитические реалии и вызовы современности, реальный признак укрепления многополярности. Это – движение в правильном направлении, потому что страны региона, во-первых, являются главными бенефициарами мирных решений, а, во-вторых, лучше знают особенности складывающейся ситуации. При этом, безусловно, деятельность региональных структур должна соответствовать целям и принципам Устава, приоритет в урегулировании споров следует отдавать мирным средствам.

За прошедшие 20 лет после своего преобразования из Организации африканского единства Африканский союз действительно прошел значительный путь в плане формирования региональной архитектуры мира и безопасности. Сегодня африканцы располагают учитывающими местную специфику механизмами предотвращения и урегулирования конфликтов на континенте, гармонично дополняющими усилия Всемирной организации в зоне своей ответственности и в рамках своего мандата. Это повышает влияние африканских голосов на площадке Совета Безопасности и ООН в целом. Высоко оцениваем результаты работы «афротройки» в СБ ООН по отстаиванию интересов своих соседей по континенту. 

Особо отмечаем важность усилий Афросоюза и субрегиональных организаций по предотвращению и посредническому участию в разрешении споров. К сожалению, мы помним массу примеров, когда африканские посреднические усилия задвигались на второй план или целенаправленно срывались внешними игроками. Наглядный пример – блокирование посредничества по линии Афросоюза в Ливии и последующее применение западными странами силового сценария. Такие действия привели в результате к трагедии, последствия которой в полной мере дают знать о себе далеко за пределами этой страны до сих пор. Приветствуем в этой связи назначение по прошествии 10 лет представителя Африки Абдулайе Батили представителем Генсекретаря ООН по Ливии. 

Принятая «дорожная карта» по реализации продленной до 2030 года флагманской инициативы Афросоюза по прекращению вооруженных конфликтов в Африке является важнейшим начинанием. Значимо также, чтобы Африканский союз активно использовал нынешний момент в глобальных делах для развития своих собственных, независимых ни от каких внешних сил механизмов партнерства и сотрудничества – без давления, принуждения и шантажа.

На динамичную основу выведен диалог континентальной организации с ООН. Важно, что это сотрудничество сегодня имеет стратегический характер. Совместная работа ведется на основе рамочных документов по укреплению партнерства в вопросах мира и безопасности, и осуществлению повесток дня 2030 и 2063. Ежегодно проводятся совместные мероприятия по линии Совета Безопасности и Совета мира и безопасности, очередная серия которых пройдет в Нью-Йорке на этой неделе. 

Г-н Председатель,

И все же, несмотря на все эти достижения, обстановка на африканском континенте сегодня остается непростой. Обострились вызовы в области безопасности и социально-экономические проблемы, что способствует распространению нестабильности и расширению активности террористов. Многие трудности все еще возникают в области государственного управления. Призываем наших друзей смотреть на эти вызовы углубленно, оценивать все факторы и все причины, в том числе в историческом контексте и с учетом этнокультурных особенностей конкретных государств. Бесполезно пытаться справиться с симптомами болезни, когда не преодолены основные причины имеющихся проблем, многие из которых уходят корнями в колониальное прошлое Африки.

Прежде всего, оперативной реакции требует широко применяемая на континенте в нарушение Устава ООН практика незаконных односторонних санкции и политического шантажа, с задействованием институтов Бреттон-Вудской системы, угроз прекращения гуманитарной и социально-экономической помощи. Цинизм этих действий очевиден: рестрикции бьют по гражданскому населению, препятствуя получению доступа к товарам первой необходимости, в том числе медикаментам, вакцинам, продовольствию. Осложняет положение дел отсутствие у ряда африканских государств политической свободы в основополагающих национальных вопросах, включая сектор безопасности. Пора уделить особое внимание этой проблеме. 

Во-вторых, считаем резонной постановку африканскими государствами вопроса об оказании материального и финансового содействия со стороны ООН их усилиям по поддержанию международного мира и безопасности. Ожидаем согласования единой африканской позиции по вопросу модальностей финансирования афромиротворческих операций и использования в этих целях средств Фонда мира Афросоюза. Готовы к конструктивному диалогу по этому вопросу.

В этой связи хотели бы отдельно подчеркнуть, что залогом успеха региональных усилий является общая оценка странами региона имеющихся угроз и путей их преодоления, а также готовность нести риски при их купировании, создать слаженную и эффективную систему командования и контроля. Что касается способов финансирования, то какие бы из них ни были сообразны ситуации, важно, чтобы у стран-инициаторов сохранялось пространство для своих собственных, а не навязанных политических решений относительно противодействия угрозам.

Наконец, полагаем, что особого внимания требует нарастающая террористическая угроза в Африке. Готовы делиться с африканскими партнерами имеющимся опытом по проблематике антитеррора, реализовывать проекты по повышению потенциала стран континента в борьбе с угрозами терроризма и экстремизма.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы подтвердить готовность нашей страны к продолжению равноправного сотрудничества с африканскими партнерами, нацеленность на укрепление их потенциала. Значительное внимание продолжаем уделять подготовке кадров континента.

Совместная работа по флагманской инициативе Афросоюза по прекращению всех вооруженных конфликтов на континенте до 2030 г. включена в проект Плана действий по сотрудничеству между Российской Федерацией и Африканским союзом на период 2023-25 гг., принятие которого ожидается в ходе запланированного на следующий год второго саммита «Россия-Африка», который должен пройти летом следующего года в Санкт-Петербурге. 

Благодарю за внимание.