Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Интервью Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского информационному агентству «ТАСС» по случаю Дня дипломатического работника, 10 февраля 2025 года

Вопрос: Каковы ваши ожидания от смены дипломатического состава в постоянном представительстве США при ООН и назначении Элиз Стефаник на должность постпреда? Готова ли миссия РФ при ООН к сотрудничеству с новыми американскими коллегами на площадке всемирной организации? Стоит ли ожидать, что новая команда проявит большую открытость к диалогу и взаимодействию?

Ответ: Мы готовы работать с любыми американскими коллегами и никогда не уходили от контактов с ними. Тем более, что на площадке СБ, несмотря на не самые простые отношения между нашими странами, взаимодействие с США и другими западными коллегами по тематике работы СБ никогда не прекращалось, прежде всего – на экспертном уровне. Многие западные делегации сами себе запретили или ограничили неформальные контакты с нами – перестали ходить на наши приемы, приглашать нас на свои и так далее. Это их выбор, не наш. Но мы, честно признаться, от этого не страдаем – желающих формально или неформально общаться с нами делегаций в Нью-Йорке гораздо больше. Что касается ожиданий от новых коллег, то, как говорится, «поживем – увидим», пока новое руководство Миссии США еще к работе не приступило.

Вопрос: Как вы оцениваете уровень профессионализма западных дипломатов в ООН, учитывая их практику приглашать на заседания Совета Безопасности представителей полка «Азов» и «Белых касок»? Чем, на ваш взгляд, обусловлены такие действия западных стран?

Ответ: Я не думаю, что это связано с профессионализмом, тем более, что все страны как правило направляют в Нью-Йорк свои лучшие дипломатические кадры. Здесь скорее сказываются два других фактора. Во-первых, это избирательная слепота и глухота наших западных коллег и их «двойные стандарты» в том, что касается ситуации на Украине, в том числе с правами человека и героизацией нацистских приспешников. Ведь в самой Германии или Великобритании, например, нацистские символы запрещают и наказывают приехавших к ним украинцев за их демонстрацию, а на то, что творит в этой сфере киевский режим закрывают глаза. Во-вторых, это набирающий силу исторический ревизионизм на Западе, когда те, кому меньше 35-40 уже не знают правды об исторических событиях 80-летней давности и воспринимают их через призму идеологических установок, призванных исказить и извратить роль СССР и советского народа в победе над фашизмом. С этой тенденцией необходимо жестко и бескомпромиссно бороться, что мы и делаем, в том числе в ООН.

Вопрос: Есть ли у России и США шансы возобновить переговоры по контролю над ракетно-ядерными вооружениями в ближайшее время, учитывая приход к власти в США Дональда Трампа?

Ответ: Мы от таких переговоров никогда не уклонялись, но они должны касаться всего комплекса наших отношений с США, которые находятся, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Здесь не должно быть места для избирательного подхода, когда американцы пытаются вести диалог только по точечным сюжетам, которые их волнуют. Тематика контроля за вооружениями – одна из самых острых проблем, возникшая, кстати сказать, в результате многолетнего последовательного разрушения американцами имевшейся соответствующей договорно-правовой базы. Восстановить ее будет непросто, но мы к этому готовы в рамках более широких, всеобъемлющих переговоров, где нашим озабоченностям будет уделено должное внимание.

Вопрос: Ранее вы отмечали, что создание Группы «Друзья мира», инициированной странами Глобального Юга для поиска путей урегулирования украинского кризиса, вызвало резкую реакцию киевского режима и его западных спонсоров. Как группа проявила себя за прошедшие три месяца?

Ответ: Появление этой группы – нормальная реакция государств «Глобального юга» на навязывание однобоких и ничем не обоснованных установок киевского режима и его западных спонсоров, продвигающих псевдомирную «формулу Зеленского». Группа провела несколько встреч, выпустила коммюнике с изложением своих подходов. Мы приветствуем любые конструктивные инициативы, которые исходят из необходимости найти справедливое и долгосрочное урегулирование украинского кризиса. В этом плане Группа выгодно отличается от оторванных от реальности инициатив западных государств, продавливающих интересы киевского режима.

Вопрос: Как вы оцениваете позицию МАГАТЭ в отношении ситуации на Запорожской АЭС? Почему, на ваш взгляд, организация воздерживается от указания на ответственность Киева за угрозы безопасности станции?

Ответ: С Генеральным директором МАГАТЭ и его командой у нас налажен открытый и доверительный диалог как на венской, так и на нью-йоркской площадках по широкому кругу тем, включая ситуацию на ЗАЭС. Р.Гросси регулярно брифингует Совет Безопасности по входящим в мандат Агентства вопросам. Что касается оценок инцидентов на ЗАЭС, мы всегда признательны руководству МАГАТЭ за оперативное и четкое осуждение прямых атак станции и призыв к прекращению провокаций в отношении объекта. Недостает Агентству лишь смелости назвать вещи своими именами и указать на очевидную для всех сторону, которая стоит за подобными безрассудными действиями, способными привести к ядерной катастрофе. Единственным источником угрозы безопасности ЗАЭС остается Украина, которая при попустительстве своих западных спонсоров регулярно осуществляет обстрелы станции и объектов ее критической инфраструктуры, города-спутника Энергодара, где проживают сотрудники ЗАЭС и члены их семей, а в декабре 2024 г. даже совершила обстрел колонны с экспертами МАГАТЭ.

Вопрос: Как обстоит ситуация с выдачей американских виз российским дипломатам? Почему ООН, несмотря на правовые основания, не инициирует арбитраж против США из-за систематического отказа в визах?

Ответ: Задержки с выдачей и обновлением виз сотрудникам Постпредства продолжаются, сохраняются проблемы и у делегатов из столицы. В частности, в октябре прошлого года мы потребовали созвать чрезвычайное заседание Комитета по сношениям с государством пребывания из-за отказа США выдать визы российским делегатам на сессию Первого комитета ГА ООН. Представители Генсекретаря присутствовали и на этом чрезвычайном, и на регулярных заседаниях Комитета. А.Гутерреш прекрасно осведомлен о серьезности нарушений со стороны США (не только визы, но и вопросы ограничений на передвижение, конфискованной дипсобственности). Мы постоянно напоминаем ему о том, что запуск арбитража в таких случаях – это его обязательство, а не вопрос усмотрения. Однако он продолжает придерживаться «страусиной» позиции, рассуждая о якобы достигнутом прогрессе в переговорах с властями США о разрешении ситуации. К слову, аналогичный подход у него и к сюжету с односторонним прекращением Израилем привилегий и иммунитетов БАПОР. Там тоже давно назрела необходимость запуска процедуры разрешения споров по разделу 30 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. Вместо этого Генеральный секретарь ограничивается невнятными и витиевато сформулированными «призывами». Продолжаем работу с ним по этому сюжету.

Вопрос: Существуют ли предпосылки для отмены администрацией Трампа ограничений на передвижение российских дипломатов в пределах 25-мильной зоны? Возможно ли, что заявки на выезд за ее пределы перестанут отклоняться?

Ответ: Эти ограничения вводятся, модифицируются и снимаются США в одностороннем порядке, без каких-либо оснований и в нарушение своих обязательств как государства пребывания ООН, поэтому сложно делать какие-либо прогнозы. Могу предположить, что без кардинального улучшения российско-американских отношений улучшения ситуации здесь ждать не приходится.

Вопрос: Как вы оцениваете перспективы реформы ООН? Удастся ли, по вашему мнению, исключить практику использования западными странами и их союзниками «скрытого вето» при принятии резолюций в Совете Безопасности?

Ответ: Переговоры по параметрам реформы СБ ведутся в межправительственном формате уже около 20 лет, однако договоренности или даже понимание по ключевым ее аспектам до сих пор не достигнуты. Однако существует практически консенсус по вопросу о том, что основной целью реформы должно быть расширение представленности в СБ развивающихся государств, прежде всего – стран Африки. Поэтому есть все основания ожидать, что как только реформа произойдет, вес западных стран в СБ снизится и продавливать в СБ свою точку зрения им будет гораздо сложнее, чем сейчас. Другое дело, что реформа СБ произойдет только тогда, когда будет достигнуто понимание и по другим ее аспектам, а до этого, к сожалению, пока далеко.