Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН «Борьба с терроризмом в Африке – императив мира, безопасности и развития»

Г-н Президент,

Мы приветствуем Вас в кресле Председателя Совета Безопасности и благодарим Гану за демонстрируемое лидерство в этом важном вопросе. Мы также благодарим заместителя Генсекретаря Амину Мохаммед, Председателя Комиссии Африканского союза Муссу Факи Махамату, г-жу Бенедикту вон Сехерр-Тосс и г-жу Комфорт Эру.

Г-н Председатель,

Предлагаем рассматривать нынешнюю актуальную проблему усиления террористической угрозы в Африке в том числе в определенном историческом разрезе. ИГИЛ, «Аль-Каида», их филиалы и аффилированные с ними тергруппы чувствуют себя на континенте вольготно и с течением времени лишь укрепили свое влияние. Что же явилось причиной расползания террористической активности на континенте? Дело в том, что в государствах Африки, а также на соседнем Ближнем Востоке мы раз за разом становимся свидетелями вмешательства извне, зарождения хаоса, провоцирования нестабильности. Иностранные интервенции ослабляют и разрушают государственные структуры, как это было в Ираке, Сирии и Ливии, создавая питательную среду для террористов, помогают преступникам получать прибыль, пользоваться искусственно созданным бедственным социально-экономическим положением государств для привлечения новых сторонников в свои ряды.

Г-н Председатель,

Необходимо эффективно противодействовать финансированию терроризма. Речь, прежде всего, о «смычке» между преступными и террористическими группировками. Для террористов налаживание каналов связи с транснациональной оргпреступностью является важнейшим способом получения финансовой и материально-технической подпитки. Для Африки по-прежнему весьма актуальна проблема финансирования террористической деятельности за счет незаконного оборота природных ресурсов, наркотических средств, а также контрабанды культурных ценностей и торговли оружием. Если раньше Африку грабили колониальные державы, то сейчас им на смену пришли крупные западные корпорации. В этот ландшафт стройно вписались и террористы с представителями организованной преступности, расхищающими национальные достояния и выкачивающими природные и другие ресурсы.

Г-н Председатель,

Хотел бы подробней остановиться на проблеме оружия. Мы регулярно бьем тревогу по поводу нарушения режима оружейного эмбарго в отношении терорганизаций в различных регионах мира, в том числе на африканском континенте. Однако эти нарушения не прекращаются, сведения о каналах подпитки террористов зачастую скрываются.

Г-н Председатель,

Ситуация на африканском континенте безусловно требует оперативных решений, в том числе от ООН. При этом непреложное значение имеют центральная и координирующая роль Всемирной Организации, уважение первостепенной роли затронутых государств в борьбе с террором, а также учет их национальной специфики и приоритетов. Хотели бы подчеркнуть, что необходимые механизмы в сфере антитеррора в системе ООН, прежде всего в Совете Безопасности, уже выработаны. На государствах лежат конкретные обязательства по борьбе с терроризмом, которые в случае их неукоснительного соблюдения дадут необходимый результат. Вопрос лишь в деятельном сотрудничестве и отказе от политики «двойных стандартов». В этой связи не считаем продуктивным возлагать дополнительные обязательства по противодействию терроризму на ооновские миссии в Африке. Подобное расширение их мандата не отвечает специфике ооновского присутствия и отвлекает ценные ресурсы от оказания иного востребованного содействия по линии ООН.

Убеждены, что действенный отпор террористам требует скоординированных национальных и региональных усилий. Позитивно оцениваем предпринимаемые странами Африки меры по выработке согласованных подходов к вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках субрегиональных организаций.

Г-н Председатель,

Важно помнить, что существует механизм обзора реализации государствами антитеррористических резолюций СБ ООН. Его проводит Исполнительный директорат Контртеррорристического комитета СБ ООН. По итогам для каждого государства готовятся соответствующие рекомендации. При возникновении сложностей с их выполнением, государства могут запросить техническое содействие по линии ООН. Важно, чтобы такое содействие не было шаблонным, а учитывало в полной мере национальные приоритеты и особенности стран.

В этой связи поддерживаем укрепление взаимодействия и координации между структурами Секретариата ООН и региональными организациями в деле противодействия терроризму. Особую роль здесь играет Управление ООН по контртерроризму, которое готовит и реализует различные программы и проекты, занимается техническим содействием государствам в борьбе с терроризмом, выступает в роли координатора по антитеррору для всех ооновских подразделений и взаимодействует по данной проблематике с другими профильными региональными и международными партнерами.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы сказать, что некоторым выступавшим сегодня никак не дают покоя успехи российских частных военных компаний на африканском континенте. Хочу сказать им, что страны Африки имеют полное право выбирать, с кем именно и на каких условиях им сотрудничать. Они могут диверсифицировать работу с игроками на рынке услуг ЧВК и в целом проводить независимую политику на данном направлении.

Именно провалы западных стран вынуждают африканские государства обращаться к тем, кто может внести реальный вклад в борьбу с терроризмом на континенте. Мы все помним, что на фоне операций «Серваль» и «Бархан», направленных якобы на борьбу с терроризмом, террористическая угроза в Западной Африке и Сахеле лишь продолжила расти.

Благодарю Вас.