Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.С.Проскурякова в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Верховенство права на национальном и международном уровнях»

Г-н Председатель,

Мы ознакомились с очередным докладом Генерального секретаря по тематике верховенства права. Услышали и еще уверен услышим сегодня слова благодарности в его адрес по поводу документа. Наша делегация не столь оптимистична в оценках.

Скажем прямо, Секретариат с задачей снова не справился. Подготовленный доклад вновь крайне несбалансирован. Который год подряд не можем обнаружить в нем и намека на сбалансированную подачу «национального» и «международного» элементов верховенства права, как того требуют резолюции Генассамблеи по указанной проблематике.

Снова наблюдаем очевидный перекос в сторону «национального» компонента. Государствам-членам снова называется шаблонная модель поведения и даются «правильные» рецепты государственного и общественного устройства. Дошло до того, что речь заходит о «модификации общественного договора» под предлогом построения устойчивого мира. При этом, естественно, не оговаривается, что любое содействие по линии Организации должно оказываться не иначе, как по запросу заинтересованной страны.

Нет в документе ни слова о важности учета национальных, культурных и религиозных особенностей государств. Хотя уже давно всем известно, к сколь катастрофическим последствиям приводит отказ от учета подобной специфики в пользу продвижения «шаблонных» решений.

Так, эксперимент с «подгонкой» под западные лекала государственных институтов и общества Афганистана в период после натовской интервенции оказался провальным. Простые афганцы по итогам 20 лет западной оккупации оказались брошены на произвол судьбы и поставлены на грань выживания в разрушенной и разоренной стране. Но авторов доклада предыстория и первопричина кризиса совсем не заботит. Они интересуются лишь положением с правами женщин и девочек в этой стране.

В целом в докладе наблюдается существенный крен в пользу гендерной и правочеловеческой проблематики. Тема, безусловно, важная, но акцент на ней явно чрезмерен. Может сложиться впечатление, что никаких других серьезных проблем в рассматриваемой сфере, кроме гендерного и сексуального насилия, не существует. И все это при том, что для обсуждения упомянутых тем существуют другие – профильные площадки.

Раздел доклада, посвященный обеспечению верховенства права на международном уровне, стал более объемным. И это правильно. Мы традиционно выступаем за то, что в фокусе работы Организации должна быть именно эта проблематика. Но и он не без изъянов.

Так, сведения о деятельности главного судебного органа Всемирной Организации – Международного Суда ООН – крайне скудны. Деятельность Международного трибунала по морскому праву также подается весьма схематично – через выборочное упоминание дел на рассмотрении.

На этом фоне весьма странно смотрится изобилующий деталями отчет о сотрудничестве с такой непрофильной, неооновской и не универсальной структурой, как Международный уголовный суд. 

Кроме того, нам непонятно, почему в очередной раз в докладе упоминаются учрежденные Генассамблеей на основе неконсенсусных резолюций и с очевидным выходом за пределы своих полномочий по Уставу ООН «механизм» по содействию расследованию преступлений в Сирии, а также аналогичная структура по Мьянме.

Считали бы важным в будущем подробно отражать в докладе деятельность лишь тех международных судебных органов, которые пользуются универсальной поддержкой.

В ходе прошлой сессии Шестого комитета наша делегация интересовалась тем, за счет каких средств и на основе каких решений финансируется «Глобальный координационный центр», а также давали ли государства-члены мандат на его учреждение. К сожалению, ответов на наши вопросы в докладе снова нет.

Г-н Председатель,

В завершение позвольте еще раз подчеркнуть, что Россия уделяет пристальное внимание верховенству права и готова работать со всеми заинтересованными сторонами в деле обеспечения приверженности ему на международном и национальном уровнях.

Г-н Председатель,

Сожалеем, что отдельные делегации не сумели справиться с зудом и все же решились привнести в наше обсуждение непрофильный и политизированный «украинский сюжет». 

Обвинения в адрес России выглядят странно на фоне целой чреды агрессивных и крайне кровопролитных военных авантюр коллективного запада, которые привели к не только к сотням тысяч человеческих жертв, но и к развалу государственности Югославии, Ливии и Афганистане. До сих пор страдает от натовской агрессии и оккупации Сирия. Еще долго не оправится от последствий военного вторжения США и союзников многострадальный Ирак. 

Вот так выглядит вклад западного мира в укрепление верховенства права. Все это сопровождается разработкой и навязыванием псевдоюридических концепций (типа печально известной «гуманитарной интервенции») и надуманных лживых предлогов (как оружие массового уничтожения, которое так и не нашли) для оправдания собственной агрессии. Ничего общего ни с Уставом ООН, ни с международным правом все это, естественно, не имело.

Благодарю Вас.