Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на возобновленной сессии Шестого комитета 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Преступления против человечности»

Г-жа Председатель,

Прежде чем мы перейдем к более детальным комментариям, хотели бы обозначить ряд ключевых моментов общего плана.

Так, уже не первый год Шестой комитет проводит субстантивные дебаты по пункту повестки дня «Преступления против человечности». Эти дискуссии, как и комментарии государств, направленные в адрес Комиссии международного права (КМП), неизменно демонстрируют существенный разброс позиций как по содержанию проектов статей КМП, так и по рекомендациям об их дальнейшей судьбе.

В условиях наличия диаметрально противоположных взглядов наша делегация по-прежнему не усматривает перспектив для разработки универсального международного инструмента на основе данных проектов статей.

Серьезный вопрос и в наличии у этой затеи добавленной стоимости. Ведь международно-правовая база для решения стоящих перед государствами задач уже давно существует. Это и целый массив договоров о правовой помощи, и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года, разработанная на основе Уставов Нюрнбергского и Токийского Трибуналов, воплотивших в себе международное обычное право. Наша страна в данном инструменте участвует и рекомендует тем государствам, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о присоединении к ней. Кроме того, вопросы преступлений против человечности с учетом их серьезности урегулированы и в национальных правовых системах.

В этой связи группе стран, которые больше других сетуют на якобы недостаток правового регулирования и правовые пробелы в этой области, хотелось бы порекомендовать сфокусироваться на развитии, прежде всего, собственного законодательства.

С учетом сохраняющихся разногласий по этой теме мы по-прежнему считаем рассмотрение вопроса о принятии конвенции на основе проектов статей о преступлениях против человечности преждевременным.

Тем не менее, российская делегация не стала возражать против созыва возобновленной сессии Шестого комитета с целью проведения интерактивной дискуссии. Подчеркиваем, что не рассматриваем такую работу как процесс разработки текста конвенции. Мы здесь в целях обмена мнениями в отношении как статей, так и дальнейшей их судьбы. 

В завершение наших комментариев общего плана, хотели бы напомнить, что на повестке дня Шестого комитета присутствуют и другие сюжеты, продвижение по которым долгие годы блокировалось теми же самыми делегациями, которые ратовали за форсирование работы по преступлениям против человечности. В числе таких продуктов КМП, например, проекты статей по ответственности международных организаций за противоправные деяния. 

Рассчитываем, что наши коллеги по Шестому комитету на его предстоящей 78-й сессии проявят последовательность и не станут блокировать решение о созыве его возобновленной 78-й сессии, для углубленного обсуждения этого, а, возможно, и других «зависших» продуктов КМП.

Г-жа Председатель, 

Наша делегация не поддерживает политизацию работы Шестого комитета, но раз отдельные делегации сочли возможным это, то мы не станем оставлять их выпады без ответа. 

В связи с прозвучавшими обвинениями в адрес моей страны и упоминанием выдачи т.н. «ордеров» на арест Международным уголовным судом, хотел бы подчеркнуть следующее. 

Этот предвзятый, политизированный и некомпетентный т.н. «суд» в очередной раз таким образом доказал свою ущербность, спешно выдав т.н. «ордера на арест». Его не смутила даже постановка вопроса, а она не только лишена правовых оснований, но и попросту бесчеловечна. МУС осуждает эвакуацию безнадзорных детей из района боевых действий. Соответственно, в его логике их надо было бросить на линии огня. Это отличный пример заботы о детях. 

Другие примеры из практики МУС мы тоже хорошо помним: вторжение НАТО в Афганистан, Ирак и Ливию привели к сотням тысяч жертв среди гражданского населения, включая женщин и детей. МУС обладал всей полнотой юрисдикции по каждой из этих ситуаций, но не сделал ничего для привлечения виновных к ответственности. Мы так и не увидели ни одного ордера на арест в отношении западных военнослужащих, не говоря уже о руководстве государств. Гражданин Великобритании К.Хан, едва заняв позицию Прокурора МУС, деприоритизировал расследования в отношении натовцев. Проще говоря – «замел все под ковер». Сотни тысяч жертв есть, а виновных нет и не будет. Верхом наивности было бы ждать правосудия от МУС. Этот суд – послушная марионетка в руках коллективного Запада, которая никогда не пойдет против своих хозяев и будет с готовностью вершить для них псевдоправосудие под заказ. 

Все мы помним состряпанное наспех, буквально за три дня, обвинительное заключение против М.Каддафи, построенное на фальшивках и сказках Прокурора МУС про сброс «Виагры» на наступающие на Триполи войска, а также неких темнокожих наемников. Все это оказалось банальным враньем. Зато МУС выполнил политический заказ, выступив соучастником уничтожения натовцами суверенной и некогда процветающей Ливии. 

Российская Федерация не является участником Римского статута. Рассматриваем любые исходящие от МУС документы как незаконные и ничтожные. По всем признакам этот суд окончательно встал на путь самоликвидации, прежде всего в том, что касается авторитета и международного признания. 

Г-жа Председатель, 

В завершение хотел бы заверить, что наша делегация настроена на серьезный и профессиональный диалог без политизации по той теме, которую мы выбрали для возобновленной сессии Комитета. Рассчитываем на аналогичный подход со стороны других делегаций. 

Благодарю Вас.

 

Видео выступления