Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.В.Шевченко на пленарном заседании 77-й сессии ГА ООН по п.89 повестки дня «Доклад МАГАТЭ»

Г-н Председатель,

Российская Федерация положительно оценивает работу МАГАТЭ в отчетный период, подтверждает поддержку проекта резолюции ГА ООН «Доклад МАГАТЭ» и входит в число его соавторов. 

Уделяем большое внимание работе МАГАТЭ, которое является важным инструментом международного сотрудничества в области мирного использования атома и уникальным механизмом контроля за выполнением государствами их обязательств в сфере ядерного нераспространения.

Рассматриваем систему гарантий МАГАТЭ, являющуюся контрольным механизмом ДНЯО, в качестве важнейшего элемента поддержания режима нераспространения ядерного оружия. Принципиально важно сохранять объективный, технически выверенный и при этом базирующийся на заключенных между государствами и МАГАТЭ соглашениях характер этого проверочного механизма Агентства. Поддерживаем универсализацию Дополнительного протокола к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях при том неизменном понимании, что он носит сугубо добровольный характер. Сохранение доверия государств-членов МАГАТЭ к системе гарантий требует обеспечения надлежащего уровня транспарентности, а также политически неангажированного подхода как к собственно осуществлению гарантий, так и к заключениям по результатам проверок.

Исходим из того, что МАГАТЭ будет придерживаться и далее выверенного технического подхода при осуществлении проверок в Иране в рамках имеющегося мандата. Профессиональный и беспристрастный подход Агентства при осуществлении таких проверок приобретает особую значимость в интересах обеспечения международного доверия к мирному характеру ядерной программы Ирана и восстановления полноценной реализации Совместного всеобъемлющего плана действия после одностороннего выхода США из «ядерной сделки» и незаконных действий Вашингтона по подрыву резолюции СБ ООН 2231.

МАГАТЭ, будучи наиболее представительной и технически компетентной организацией в сфере физической ядерной безопасности, призвано играть центральную роль в международном сотрудничестве по этой теме. Россия придает большое значение обеспечению и поддержанию высокого уровня ФЯБ во всем мире при соблюдении фундаментального принципа – исключительную ответственность за обеспечение ФЯБ на своей территории несут сами государства, которые и определяют ее оптимальные параметры по своему усмотрению. 

Выступаем за универсализацию ключевых международно-правовых инструментов в этой области, в частности Конвенции о физической защите ядерного материала с Поправкой 2005 г. к ней. Россия продолжит содействовать Агентству и вносить свой вклад в программную деятельность МАГАТЭ в области ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки ядерных и радиоактивных материалов, безопасности обращения с радиоактивными отходами, аварийной готовности и реагирования. 

МАГАТЭ также остается важнейшим инструментом международного сотрудничества в области использования атомной энергии. Россия выступает за широкий доступ всех государств мира, соблюдающих свои обязательства в области ядерного нераспространения, к благам мирного атома и за развитие международного сотрудничества в этой области. Отмечаем работу МАГАТЭ по продвижению атомной энергетики, в том числе в контексте противодействия изменению климата. 

Неизменно поддерживаем деятельность МАГАТЭ в области продвижения ядерных технологий и их применения в различных сферах человеческой деятельности. Отмечаем новые инициативы гендиректора Агентства в этой области, призванные внести позитивный вклад в достижение задач устойчивого развития. 

Г-н Председатель,

Исходим из того, деятельность Агентства должна реализовываться в строгом соответствии с его уставными функциями. Важно воздерживаться от искусственного внесения в повестку дня директивных органов МАГАТЭ и в его деятельность в целом выходящих за рамки его Устава вопросов. С учетом важнейшей роли Агентства подчеркиваем необходимость бережного отношения к МАГАТЭ со стороны его членов. Государствам-участникам следует делать все возможное, чтобы в условиях геополитической турбулентности деятельность МАГАТЭ не подвергалась политизации и осуществлялась строго в соответствии с мандатом Агентства. К сожалению, вынуждены констатировать, что как показывает сегодняшнее заседание, вместо этого ряд делегаций по-прежнему настроены воспрепятствовать конструктивному, предметному обсуждению пункта повестки дня и политизировать дискуссию. 

В ответ на сегодняшние, ничем не обоснованные обвинения в том, что Россия якобы угрожает применением ядерного оружие в ходе проведения СВО на Украине, хотели бы еще раз подчеркнуть, что российские доктринальные установки в этой сфере носят сугубо оборонительную направленность и не допускают расширенного толкования. Россия твердо привержена принципу, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. 3 января этого года данный постулат был подтвержден лидерами пяти ядерных держав в совместном заявлении. Приверженность ему была вновь подтверждена в заявлении Российской Федерации от 2 ноября о предотвращении ядерной войны. Соответствующий документ был распространен нами в качестве официального документа СБ и ГА ООН. Рекомендуем государствам-членом с ним ознакомиться. 

Сегодня мы вновь услышали множество безосновательных обвинений об «агрессии» России на Украине, которая якобы продолжается с 2014 года. Реальная картина событий разительно отличается от них. Перед лицом разгула национал-радикальных элементов в ситуации, когда на Украине в 2014 году при поддержке извне произошёл кровавый госпереворот, реализация жителями Крыма и Севастополя права на самоопределение стало для них единственным возможным способом защитить свои основополагающие права и жизненно важные интересы. 

В контексте прозвучавших сегодня выпадов дополнительно отмечу, что позиция России по вопросу ядерных установок в Крыму изложена в документе МАГАТЭ INFCIRC/876 от 10 июня 2015 г. и добавлять к ней что-либо мы не считаем нужным. Объекты, находящиеся в г. Севастополь, включены в список российских установок, на которых возможно применение гарантий МАГАТЭ. Российская Федерация готова по запросу предоставить на них доступ. Эти установки не имеют никакого отношения к применению гарантий на Украине.

По итогам состоявшихся в конце сентября с.г. референдумов в состав Российской Федерации в качестве новых субъектов вошли ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области. Сделано это было на основе волеизъявления жителей этих регионов и в полном соответствии с Уставом ООН, предполагающим право наций на самоопределение.

Что касается Запорожской АЭС, то подразделения Росгвардии продолжают защищать ее в условиях непрекращающихся провокаций. Подчеркнем, чтопродолжающиеся обстрелы и попытки диверсий со стороны вооруженных сил Украины представляют собой главную угрозу безопасности Запорожской АЭС. Риск техногенной катастрофы на станции по-прежнему высок. Атаки на станцию угрожают ее физической безопасности и целостности, что подтверждено МАГАТЭ. ВСУ же нацеливают снаряды на наиболее уязвимые «узлы» станции, умышленно создавая риск масштабной радиационной аварии. Статистику этих обстрелов и нападений мы распространяем в качестве официальных документов Генассамблеи и Совета Безопасности ООН. Вновь призываем делегации с ними ознакомиться. 

Вынуждены отметить, что подобные безрассудные действия Киев продолжает уже много месяцев. Россия сделала все от нее зависящее для эффективного и безопасного проведения миссии МАГАТЭ на ЗАЭС 1 сентября, несмотря на чинимые киевским режимом препятствия и организованные им провокации. Важно, что на ЗАЭС на постоянной основе находятся сотрудники Секретариата МАГАТЭ, которые осуществляют мониторинг обстановки и оперативно докладывают об этом в Вену. 

Однако киевский режим не останавливает нахождение на станции представителей Агентства, атаки и обстрелы с украинской стороны продолжаются. Западные делегации отказываются называть вещи своими именами и признать, что киевский режим, по сути, превратил ЗАЭС в мишень для «ядерного шантажа». Заявления тех стран, которые пытаются спекулировать, что обстрелы ведутся не со стороны Украины, попросту противоречат здравому смыслу, поскольку станция находится под российским контролем. Подобная политика является прямым потаканием дальнейшим опаснейшим действиям Киева, ответственность за все возможные последствия которых ляжет на его западных спонсоров. Еще раз хотели бы подчеркнуть, что атаки на станцию должны быть прекращены. 

Гендиректор Агентства Р.Гросси выступил с инициативой о создании зоны защиты эксплуатационной и физической ядерной безопасности вокруг ЗАЭС. В принципиальном плане мы ее поддерживаем. Продолжаем диалог с Гендиректором МАГАТЭ в целях достижения общего понимания по содержанию декларации о «защитной зоне» вокруг ЗАЭС. Разделяем его мнение, что это необходимо сделать как можно быстрее.

Западные государства всячески пытаются «обелить» своих подопечных в Киеве не только применительно к обстрелам станции, но и в отношении других преступлений киевского режима, в том числе вынашиваемых им планов по осуществлению провокаций с использованием радиоактивного материала. По получению соответствующей информации мы довели до международной общественности во всех подробностях наши озабоченности касательно замыслов киевского режима по созданию «грязной бомбы».

Приняли к сведению информацию о проведенных Агентством инспекциях указанных объектов. С уважением относимся к профессиональному подходу руководства МАГАТЭ. Отмечаем, что анализ полученных материалов продолжается. При этом хотели бы подчеркнуть, что у Киева имеются необходимые производственная база и научный потенциал для создания «грязной бомбы», и проинспектированными объектами они не ограничиваются. Исходим из того, что подобные проверки – только начало, и Агентство продолжит осуществлять самый плотный контроль за любыми возможными признаками отклонений Киева от выполнения Соглашения о гарантиях с Агентством и в полной мере задействовать возможности Доппротокола к Соглашению. Призываем МАГАТЭ обращать самое пристальное внимание на любую информацию по теме возможных провокаций с применением «грязной бомбы» киевским режимом, а при возникновении хоть малейших подозрений в том, что в ядерной сфере Украины ведется незаконная деятельность, – незамедлительно информировать об этом Совет Управляющих и государства-члены.

Что касается прозвучавших сегодня инсинуаций по поводу итогов 10-й Обзорной конференции ДНЯО, хотели бы подчеркнуть, что российская делегация была настроена на конструктивную работу и взаимодействовала со всеми партнерами. Мы действовали открыто и честно, демонстрируя максимальное уважение позиций других делегаций.

Однако с самого начала работы Конференции западные государства решили использовать ее для сведения политических счетов, реализации желания любой ценой «наказать» Россию, тем самым целенаправленно ведя дело к срыву принятия финального документа. По сути, ими был взят курс на политизацию процесса, что не позволило принять итоговый документ Конференции. Причем они сделали это уже не в первый раз. В 2015 г. делегации США, Великобритании и Канады, руководствуясь своими узкокорыстными политическими соображениями, заблокировали итоговый документ предыдущей 9-й Обзорной конференции. Об этом они сейчас, рассуждая о том, что Россия якобы нанесла некий ущерб обзорному процессу, предпочитают не вспоминать.

Несмотря на деструктивные действия западных делегаций, не позволивших принять итоговый документ, мы убеждены, что в ходе состоявшейся Конференции государствам-участникам ДНЯО удалось провести полноценный обзор Договора и сверить позиции по всем трем его «корзинам». Главное – была вновь подтверждена роль и значение ДНЯО в качестве фундамента глобального режима нераспространения. Вновь подтверждаем свою нацеленность на конструктивную работу в рамках нового обзорного цикла, который должен завершиться проведением 11-й Конференции в 2026 году.

Благодарю за внимание.