Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на заседании Рабочей группы по ревитализации работы ГА ООН

Г-жа и Г-н сопредседатели,

Поздравляем вас с переназначением сопредседателями Рабочей группы по ревитализации работы Генеральной Ассамблеи ООН.  Приветствуем созыв сегодняшнего заседания по тематике отбора и назначения Генсекретаря и других административных руководителей ООН. 

Российская делегация продолжает конструктивно участвовать в обсуждениях ревитализационной повестки Генассамблеи, целью которых было и остается повышение эффективности указанного уставного органа ООН. 

Вопросы повышения «демократичности» процедуры отбора и избрания Генсекретаря традиционно занимают особое место в дискуссиях Рабочей группы по ревитализации работы ГА ООН. В последние годы соответствующими резолюциями Генассамблеи был привнесен ряд нововведений, призванных, в том числе, повысить прозрачность процедуры и вовлеченность всех государств-членов. Россия приняла активное участие в согласовании этих резолюций. Готовы и впредь продолжать вносить конструктивный вклад в работу по разумной оптимизации существующего порядка. 

Вместе с тем исходим из того, что любые идеи требуют кропотливого изучения, в первую очередь на предмет строгого соответствия Уставу ООН. Речь, в частности, идет о статье 97, в соответствии с которой Генсекретарь назначается Генассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Также не следует забывать, что главная задача – избирать на пост Генсекретаря наиболее достойного, прямо скажем, лучшего кандидата, обладающего необходимым набором профессиональных качеств и соответствующим управленческим опытом. Неоднократно подчеркивали при этом, что пол кандидата играет далеко не самую главную роль. А что если в списке кандидатов будет лишь одна женщина? Получится, что выбора не будет ни у Совета Безопасности, ни у Генассамблеи. 

Регулярно слышим требования о повышении «открытости» в процессе отбора кандидатов на пост Генсекретаря ООН. Последовательно исходим из важности учета деликатности момента. Хотели бы акцентировать: речь идет о престиже самих кандидатов, а также выдвигающих их государств. В этой связи неуместным, на наш взгляд, выглядело бы разглашение итогов рейтинговых голосований, которые проводятся в СБ по претендентам.

Г-жа и г-н сопредседатели,

Убеждены, что использование «площадки» Генассамблеи в ходе предвыборной кампании не должно отражаться на субстантивной работе этого органа. Оптимальная форма общения кандидатов с государствами-членами – региональные группы, где т.н. «слушания» могут быть более предметными и интерактивными. Дублирование «слушаний» кандидатов едва ли будет иметь добавленную стоимость. 

Г-жа и г-н сопредседатели,

При всей важности тематики избрания Генсекретаря убеждены в преждевременности и нецелесообразности в развитии таких дискуссий на данном этапе. До следующих выборов Генсекретаря еще как минимум три с лишним года. К тому времени наши взгляды на эту тему могут еще не раз претерпеть изменения. 

Что касается назначений на руководящие должности заместителей и помощников, мы уверены, что Генсекретарю ООН необходимо строго руководствоваться пунктом 3 статьи 101 Устава Организации. Именно на его основе следует развивать новые и совершенствовать имеющиеся стратегии по набору на посты высокого уровня. Продолжаем исходить из необходимости учитывать принцип справедливой географической представленности. Недопустимо, чтобы руководящие, да и любые другие посты в системе ООН «резервировались» за представителями конкретных региональных групп. Призываем Генсекретаря в его кадровой политике также в полной мере учитывать озабоченности, которые государства-члены высказывают в отношении эффективности работы ооновских функционеров. Пока на этом направлении есть, над чем поработать. 

Мы не поддерживаем попытки внедрять новые подходы, не получившие одобрения со стороны государств-членов. Любые действия, которые предпринимает Секретариат на основе собственных инициатив, должны строго соответствовать резолюциям и решениям ГА ООН. 

Особое внимание хотели бы уделить ключевым параметрам кадрового разнообразия, разработанным Комиссией по международной гражданской службе (КМГС) и утвержденным ГА в ходе 73-й сессии. Кадровая структура Секретариата, в том числе и в руководящем звене, должна отражать наличие контингента сотрудников, отличающегося многообразием с самых разных точек зрения. Важно принимать во внимание культурные аспекты, многоязычие, представленность разных поколений сотрудников и лиц с ограниченными физическими возможностями. Все это вкупе должно учитываться при подборе и назначении на руководящие административные должности Организации. 

В заключение хотели пожелать сопредседателям Рабочей группы по ревитализации ГА – постпредам Австралии и Сальвадора – успехов в их работе. 

Благодарю Вас.