Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на открытых дебатах СБ ООН по теме «Мир и безопасность в Африке: укрепление потенциала в целях сохранения мира»

Г-н Председатель, 

Признательны Комиссару по вопросам политики, мира и безопасности Комиссии Афросоюза Банколе Адейое, спецсоветнику Генсекретаря по Африке Кристине Дуарте и Председателю КМС, постпреду Бангладеш при ООН Мухаммаду Адбул Мухиту за содержательные доклады. Отдельно благодарим наших китайских коллег за организацию дебатов по столь актуальной, прежде всего для наших африканских друзей, теме.

Нет никаких сомнений в том, что африканские государства нуждаются в международной поддержке по наращиванию национального потенциала по разрешению проблем континента. Их немало: продолжающиеся вооруженные конфликты и рост террористических угроз, слабость государственных институтов, бедность и эпидемии. В ряде случаев особый удар по благополучию не только отдельных стран, но и целых регионов был нанесен внешним иностранным вмешательством, как это было с событиями в Ливии в 2011 году. 

Несмотря на это, не можем не отдать должное усилиям, предпринимаемым самими африканцами в плане устойчивого развития своих политических и социальных систем, укрепления институтов Африканского союза и субрегиональных организаций. Принята Африканская повестка развития до 2063 года, дан старт Африканской континентальной зоне свободной торговли, ведется работа по претворению в жизнь флагманской инициативы Афросоюза по прекращению вооруженных конфликтов на континенте, формируется общеконтинентальная архитектура мира и безопасности. 

Вместе с тем, африканские сюжеты по-прежнему составляют гораздо больше половины повестки дня Совета Безопасности. Со своей стороны убеждены в том, что эффективное содействие африканцам может осуществляться лишь на основе взаимоуважительного диалога при неукоснительном соблюдении их суверенитета, политической независимости и территориальной целостности. При этом в этом зале мы очень часто слышим мнения, причем высказываемые в назидательном ключе, о том, что африканские государства нуждаются в демократических преобразованиях, своевременных выборах, реформировании и укреплении госинститутов. Во многих случаях это действительно так. Однако возникает вопрос, насколько эти проблемы являются делом Совета Безопасности и что конкретно он может сделать для того, чтобы эффективно помочь? 

Неизменно исходим из того, что у африканских государств свой исторический и культурный путь, многие современные проблемы связаны с колониальным прошлым, волюнтаристски проведенными границами, сложной этнической, племенной и религиозной структурой. В этих условиях навязывание им сторонних, прежде всего западных, государственных и экономических моделей может оказаться контрпродуктивным. В большинстве случаев предписывание рецептов сопряжено с давлением и угрозами применения санкций. Легитимные рестриктивные шаги могут применяться в соответствии с Уставом ООН только по линии Совета Безопасности – для пресечения угроз международному миру и безопасности, прежде всего для прекращения насилия. Но эти инструменты не должны использоваться для обеспечения политического доминирования, тем более неприемлемо, чтобы они дополнялись экономическим шантажом. 

Если же говорить об ООН в целом, то основной упор в содействии укреплению государств следует делать на социально-экономической помощи, создании благоприятных условий для развития общества, строительства эффективных национальных систем образования и здравоохранения, предотвращения утечки мозгов. На международном уровне важно добиваться конкретных результатов в устранении перекосов в финансовой и технологической сфере, преодолении дискриминации и двойных стандартов в предоставлении денежных средств по линии институтов Бреттон-Вудской системы. Без качественного рывка на этих направлениях фрагментарные усилия в области госстроительства и миростроительства не могут дать устойчивых результатов. 

Г-н Председатель,

Говоря о стабильности в Африке невозможно обойтись без ответа на вопрос «как заставить замолчать оружие». В последнее время нарастает понимание того, что региональные усилия предпочтительны, а в ряде случаев – незаменимы. Африканцы, как правило, лучше и глубже знают местную специфику. К сожалению, мы видели массу примеров, когда африканские посреднические усилия задвигались на второй план или целенаправленно срывались внешними игроками. Это и Ливия, и Южный Судан, и многие другие сюжеты. В недавнем прошлом – неготовность учитывать ясную позицию Афросоюза и субрегиональных организаций относительно снятия оружейного эмбарго с РЮС, ДР Конго и ЦАР. Эти шаги давно назрели, поскольку препятствуют национальным силовым структурам эффективно стабилизировать собственные государства.

Полагаем оправданной постановку странами Африки вопроса об оказании материального и финансового содействия мерам по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках партнерства ООН и Афросоюза. Согласны, что важно повышать предсказуемость, надежность и гибкость в вопросе финансирования афроопераций и совместных миссий. В принципиальном плане не возражаем против рассмотрения возможностей расширения участия ООН в таких миссиях, готовы к дальнейшему конструктивному диалогу в этой связи. Отметим при этом, что эта дискуссия ведется в ООН уже много лет и хорошо известно, какие страны противодействуют принятию значимых решений. При этом в качестве предлогов зачастую говорится о недоверии к африканским усилиям или выдвигаются особые требования, связанные с правами человека и тому подобным.

За примерами активной роли африканцев в поддержании мира и безопасности на собственном континенте далеко ходить не надо. Продолжает действовать африканская миссия в Сомали, хорошо показали себя совместные действия Мозамбика, Сообщества стран Юга Африки и Руанды в противодействии теругрозам в Кабо-Дельгаду, региональные силы Афросоюза по ликвидации Господней армии сопротивления в северной Уганде, а также борьба с Боко Харам.

Однако важно подчеркнуть, что залогом успеха региональных усилий является общая оценка странами региона имеющихся угроз и путей их преодоления, реальная готовность нести риски при их купировании, создание слаженной системы командования и контроля. Что касается способов финансирования, то какие бы из них ни были сообразны ситуации, важно, чтобы у стран-инициаторов сохранялось пространство для своих собственных политический решений относительно противодействия угрозам. В этой связи ключевое значение имеет согласование единой африканской позиции по модальностям финансирования своих операций и использования Фонда мира Африканского союза.

Г-н Председатель,

Россия всегда поддерживала африканские государства, и сегодня мы продолжаем вносить свой вклад в укрепление их потенциала. Мы никому ничего не навязываем, не учим жизни других и не заставляем дружить против кого-либо. Удовлетворены тем, что наше содействие высоко оценивается странами континента. При этом мы уверены в том, что африканские государства имеют суверенное право выбирать своих партнеров, более того именно разнообразие этих партнеров позволяет создать во многих регионах политический баланс и выйти из зачастую кабальной зависимости от бывших колониальных держав.

С учетом растущей теругрозы считаем важным развивать потенциал сотрудничества с африканскими партнерами по контртеррористической проблематике - как в двустороннем формате, так и на региональных и международных площадках. Прорабатываем вопрос о сотрудничестве с Африканским центром по изучению и исследованию терроризма при Афросоюзе в Алжире. Готовы и далее делиться имеющимся опытом в этой сфере.  

Значительное внимание продолжаем уделять подготовке кадров континента. В российских учебных заведениях ежегодно обучаются полицейские и военнослужащие из стран Африки, в том числе будущие миротворцы. Существенная поддержка оказывается и по гражданским специальностям. В настоящий момент в России обучается около 27 тысяч африканских студентов, из которых свыше пяти тысяч – за счет российского бюджета. 

Рассчитываем, что запланированный на следующий год саммит Россия-Африка позволит обстоятельно обсудить имеющиеся направления сотрудничества и наметить развитие нашего взаимодействия на дружественной, равноправной и ориентированной на будущее основе. 

Г-н Председатель,

Мы постоянно слышим тиражируемые западными странами обвинения России в «экспорте голода». Этими абсолютно беспочвенными обвинениями они пытаются заретушировать реальные причины роста цен на продовольствие – последствия пандемии коронавируса, неграмотная политика, в т.ч. связанная с валютной эмиссией западных стран и перетягиванием ими на себя товарных и продовольственных потоков. Разумеется, поскольку «на воре и шапка горит», они всячески замалчивают негативную роль для рынка продовольствия введённых в отношении России, важнейшего поставщика продовольствия и удобрений, незаконных односторонних санкций, прервавших сложившиеся финансовые, транспортные и другие цепочки, а также утверждают, что агропромышленная продукция и химикаты не являются объектом санкций. При этом лукаво умалчивают, что эти цепочки являются ключевым объектом и фактором экспорта сырьевой продукции и удобрений. Одновременно они путешествуют по Африке, отговаривая африканцев сотрудничать с Россией и угрожая им за это вторичными санкциями. 

Благодарю Вас.