Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Доклад Комитета по сношениям со страной пребывания»

Г-н Председатель,

Мы поддерживаем делегации затронутых стран, которые сегодня говорили о широком спектре серьезных проблем, остающихся нерешенными. Убеждены, что именно затронутым делегациям действительно проще всего следить, есть на самом деле прогресс в работе или нет.

Мы считаем, что рассматриваемый сегодня доклад Комитета подчеркивает, что данный орган находится в глубоком кризисе. Его члены регулярно встречаются, дежурно заслушивают жалобы государств, затронутых вопиющими нарушениями со стороны США, даже принимают какие-то рекомендации на сей счет. Однако после этого не происходит ровным счетом ничего. Ситуация вот уже который год не меняется к лучшему, наоборот, нарушения становятся все более разнообразными и серьезными. 

Год назад был принят доклад Комитета, который лег в основу резолюции Генеральной Ассамблеи 76/122, одобренной, кстати, консенсусом. В ней в очередной раз была констатирована серьезная озабоченность по поводу нарушения США своих обязательств как государства пребывания Штаб-квартиры ООН. От Генерального Секретаря все так же ожидалось «безотлагательное рассмотрение и принятие любых соответствующих мер, предусмотренных разделом 21 Соглашения о Центральных учреждениях», для урегулирования нерешенных вопросов, если в «разумные и ограниченные сроки» Вашингтон не выправит ситуацию. Вот такая была формулировка в резолюции. 

Удалось ли выправить ситуацию – вопрос сугубо риторический. Уже более четырех лет она только ухудшается. Системной дискриминации подвергается целая группа государств-членов ООН исключительно на основе уровня их двусторонних отношений с США. И это при том, что подобная увязка применительно к вопросу выдачи виз на ооновские мероприятия прямо запрещена Соглашением. Россия – в числе стран, в наибольшей степени затронутых такой дискриминацией.

Чтобы было проще понять масштаб наших проблем, мы подготовили обновленную информацию по сложностям с визами. Так, 32 сотрудника российского Постпредства и 51 члена их семей ожидают продления виз. Средний срок – шесть и более месяцев. Все это время они остаются де-факто лишены возможности выезжать на Родину, в том числе и по серьезным гуманитарным соображениям.

Множатся случаи визовой дискриминации граждан Российской Федерации, прошедших конкурс на замещение вакансий в Секретариате ООН. Годами не могут получить визы и россияне, уже там работающие. Генеральному секретарю стоило бы более серьезно взяться за защиту прав хотя бы его собственных сотрудников.

С серьезными сложностями сталкиваются российские представители из столицы. Выдача американцами одной или двух виз в «ручном режиме» не меняет положения вещей. Сама ситуация, при которой эти вопросы вообще приходится решать в «ручном режиме», глубоко ненормальна. 

Речь ведь идет не о привилегии США выдавать или не выдавать визы, а об их международно-правовых обязательствах. И неисполнение этих обязательств продолжает носить широкомасштабный и системный характер.

Так, в связи с невыдачей или несвоевременной выдачей виз наши делегации либо полностью отсутствовали, либо оказались недоукомплектованы практически на всех мероприятиях по линии ООН, включая следующие:

- вторая регулярная сессия Исполнительного совета ПРООН/ЮНФПА/ЮНОПС;

- вторая регулярная сессия Исполнительного совета ЮНИСЕФ;

- третья сессия Спецкомитета по разработке международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. На последнем мероприятии стоит остановиться особо.

Россия стояла у истоков Спецкомитета и прилагает все усилия для того, чтобы вносить субстантивный экспертный вклад в его работу. Действия Вашингтона, выдавшего визу лишь одному делегату из Москвы, лишили нас поддержки узкоспециализированных специалистов, чье содействие крайне востребовано для успешной деятельности Спецкомитета. Российская делегация, таким образом, была поставлена в заведомо невыгодное положение по сравнению с остальными участниками переговорного процесса.

Еще один пример – Третий саммит руководителей органов полиции государств-членов ООН. Никто из нашей делегации, включая Министра внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцева, не получил виз. Наше участие в официальном ооновском мероприятии оказалось по факту сорвано.

Другой случай связан с участием Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, а также членов его делегации и сопровождающих лиц, включая представителей СМИ, в неделе высокого уровня 77-й сессии Генассамблеи. Американцы выдали визы всего за 7 дней до начала мероприятия. Это обстоятельство не могло не сказаться на планировании и организации визита Министра.

Таким образом, очевидно, что проблемы с неисполнением страной пребывания своих обязательств из года в год не только не решаются, но и накапливаются. Все это недвусмысленно указывает на то, что США сознательно злоупотребляют положением государства, принимающего на своей территории Всемирную Организацию, и используют выдачу виз в политических целях как некий «фильтр», самовольно определяя, какие делегации допускать на ооновскую площадку, а какие – нет. Едва ли это соответствует целям и принципам Устава Всемирной Организации.

Г-н Председатель,

Вопиющей продолжает оставаться ситуация с незаконным захватом у Постпредства России части служебных помещений на Лонг Айленде. У нас, по сути, украли дипломатическую собственность, за которой властями США десятилетиями признавались привилегии и иммунитеты. Возвращать даже и не думают.

Застарелая проблема с дискриминационным применением к сотрудникам Миссии и сотрудникам Секретариата ООН из числа российских граждан так называемой «25-мильной зоны» ограничения свободы передвижения получила новое развитие. И речь отнюдь не о снятии американцами незаконных ограничений. 

Наоборот, они заменили уведомительный порядок поездок за пределы этой зоны на разрешительный. К тому же, распространили его на более широкий круг наших сотрудников – теперь это все, кроме Постоянного представителя России. 

Показательно, что американская сторона ввела упомянутое ограничение на финальном этапе консультаций по выводам и рекомендациям Комитета по сношениям со страной пребывания. Это лучшая иллюстрация того, что нерешительность и бездействие рождают чувство вседозволенности и безнаказанности.

Все упомянутые проблемы продолжают самым негативным образом сказываться на возможности нашего Постпредства эффективно выполнять свои функции по обеспечению полноценного участия России в работе ООН.

Г-н Председатель,

Из года в год рекомендации Комитета по сношениям со страной пребывания демонстративно игнорируются США. На 5-м году топтания на месте должно стать понятно, что Вашингтон не собирается выправлять ситуацию не только в «разумные и ограниченные сроки», как это предусмотрено резолюциями ГА, но и в принципе. 

Продолжающееся бездействие по этому вопросу, несмотря на соответствующие консенсусные резолюции ГА ООН, подрывает авторитет не только Генерального секретаря как гаранта соблюдения Соглашения властями США, но и Всемирной Организации в целом.

Мы твердо убеждены, что единственный вариант реального решения проблем – это незамедлительный запуск Генеральным секретарем арбитражной процедуры, предусмотренной разделом 21 Соглашения о Центральных учреждениях, о чем сегодня говорили многие делегации. Пора заканчивать говорить и приступать к конкретным действиям.

Благодарю за внимание.