Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.В.Антоновой в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Уголовная ответственность должностных лиц и экспертов в командировках ООН»

Г-н Председатель,

Признательны Генеральному секретарю за очередной доклад по теме: «Уголовная ответственность должностных лиц и экспертов в командировках Организации Объединенных Наций».

Уделяем особое внимание вопросу принятия надлежащих мер для привлечения к ответственности должностных лиц и экспертов в командировках ООН за совершение уголовно наказуемых деяний. 

Убеждены, что отправление правосудия в отношении указанной категории лиц необходимо осуществлять таким образом, чтобы не наносить ущерб привилегиям и иммунитетам как самих лиц, так и ООН в целом. Делаться это должно в строгом соответствии с международным правом при уважении международных стандартов в области прав человека, включая правовые гарантии.

Основной фокус должен быть, прежде всего, на профилактике уголовных правонарушений со стороны должностных лиц и экспертов в командировках ООН. Необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение этими лицами важнейших стандартов их поведения, включая статью 100 Устава ООН о том, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. Данное ключевое положение раскрывается в Правилах о персонале ООН. Среди ключевых – требование сообщать о возможном конфликте интересов руководителю и отказаться от участия в деле, которое чревато возникновением ситуации конфликта интересов.

Выработанный при активном участии со стороны Генассамблеи набор мер по профилактике совершения правонарушений должностных лиц и экспертов в командировках ООН считаем вполне достаточным инструментов для эффективного купирования проблем в рассматриваемой сфере. Система подразделений ООН, задействованная в противодействии подобным правонарушениям, также видится достаточной. Убеждены, что отдельные проблемные сюжеты – это результат неисчерпания всех возможностей по имплементации. Их не получится решить путем заключения отдельного международно-правового инструмента.

Кроме того, хотели бы вновь подчеркнуть, что привлечение должностных лиц и экспертов в командировках ООН к уголовной ответственности – прерогатива государства гражданства соответствующего лица. Только такой подход позволит в должной мере принять во внимание особый статус этих лиц. Большинство государств уже имеет широкий спектр инструментов для привлечения своих граждан к ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. 

Решению проблемы могло бы поспособствовать укрепление сотрудничества государств в оказании друг другу правовой помощи по уголовным делам (включая сотрудничество в обмене информацией, сборе доказательств и обеспечении явки свидетелей) либо в экстрадиции.

Не могли не обратить внимание на то, что доклад Генсекретаря вновь фокусируется на мерах по защите от сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств. Совершение подобных деяний, бесспорно, категорически неприемлемо и бросает тень на Всемирную Организацию. Вместе с тем, не стоит недооценивать опасность для ООН и другие виды преступлений. Так, подавляющее большинство деяний – это акты коррупции, мошенничества и других видов экономических преступлений. Хотели бы видеть в докладе более подробное описание мер по предотвращению и пресечению этой категории преступных деликтов.

Благодарю за внимание.