Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на 77-й сессии ГА ООН по п.69 (а-d) «Укрепление координации оказываемой ООН гумпомощи, в т.ч. в случае стихийных бедствий, включая специальную экономическую помощь»

Г-н Председатель,

Хотели бы начать с процедурного момента. Мы сегодня два раза услышали выступление от имени ЕС. Одно из них – когда они воспользовались правом представления резолюции. Просим Вас призвать ЕС соблюдать порядок ведения заседания.

Г-н Председатель, 

С удовлетворением отмечаем, что в текущем году удалось достичь консенсуса по трем гуманитарным резолюциям ГА ООН, переговоры по ним отличались особой динамикой. Отдаем должное усилиям делегации Бангладеш от имени «Группы 77», а также всех других коллег для достижения такого результата. Надеемся, что, несмотря на различия в подходах, нам всем и далее будет хватать политической воли, чтобы сохранять конструктивность на гуманитарном треке. Тем более, что прогноз глобальных гумпотребностей на будущий год весьма тревожный: в помощи будут нуждаться 339 млн. человек, для которых потребуются рекордные 51,5 млрд. долл. 

В этих условиях любое донорское участие востребовано как никогда. Россия была и остается надежным гуманитарным партнером как на двусторонней основе, так и в рамках ООН. Мы предаем особое значение взаимодействию с УКГВ, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНФПА, УВКБ, а также ВПП и ФАО. На регулярной основе вносим вклад в Центральный фонд по чрезвычайному реагированию (ЦФЧР). 

Однако в текущем году, когда на нашу страну было наложено рекордное количество санкций со стороны США и ЕС, наши возможности по финансированию, в т.ч. гумпроектов, оказались ограничены. И эти сложности носят объективный характер. К примеру, мы не можем перевести в бюджет ВПП десятки миллионов долларов США на помощь странам Африки, Латинской Америки и Центральной Азии, так как западные банки не проводят транзакции. По этой же причине мы не сможем поставить в этом году более 100 грузовиков «КАМАЗ» для нужд Глобального транспортного флота ВПП. Осложнены оказались и наши проекты с ВПП по школьному питанию. 

Между тем, в 2021 г. наша официальная помощь развитию в общей сложности составила 1,2 млрд. долл. Поэтому в очередной раз призываем Секретариат ООН продолжить поиск решений этой проблемы, а другие причастные стороны – осознать степень ответственности за ущерб гуманитарной работе, а также перестать говорить, что гумизъятия из санкций работают. 

Г-н Председатель,

Не можем согласиться с обвинениями в наш адрес в якобы развязывании глобального продовольственного и энергетического кризисов. Являясь крупнейшим мировым производителем удобрений и одним из безусловных лидеров в выращивании пшеницы, Россия как никто другой заинтересована в наращивании их экспорта и стабильно функционирующих продовольственных рынках. 

Как неоднократно заявляло руководство ООН, в мире нет недостатка продовольствия в этом году. Причина начинающегося продовольственного кризиса – разрыв международных производственно-сбытовых цепочек и другие недальновидные действия западных стран, включая форсированный энергопереход и оголтелый протекционизм. 

Хотели бы отметить нашу готовность на безвозмездной основе передать нуждающимся странам почти 300 тыс. тонн удобрений и 500 тыс. тонн зерновых. Для проведения этой гуманитарной акции должен быть обеспечен их беспрепятственный вывоз, в т.ч. из мест их складирования в Европе. Пока прогресс на этом направлении недостаточен.

Что касается т.н. «зерновой сделки», предусматривающей именно пакетный характер реализации ее российского и украинского компонентов, несмотря на усилия Секретариата ООН баланса в этой схеме как не было, так и нет. 

На фоне устойчивого потока вывозимого по черноморскому гумкоридору украинского зерна, такой перекос не может поддерживаться нами безостановочно. Призываем всех причастных к фактической заморозке российского сельхозэкспорта изменить свое отношение к происходящему, пока не завершился второй 120-дневный этап реализации «черноморской инициативы». 

К слову, убедительных данных о том, что эта изначально благая затея служит именно интересам самых уязвимых государств, так никто и не смог предоставить. Статистика Совместного координационного центра в Стамбуле, с которой критически может ознакомиться любой желающий, тому явное подтверждение.

Г-н Председатель,

В контексте чернобыльской проблематики хотели бы подчеркнуть, что обеспечение ядерной и физической безопасности любых ядерных объектов является для нас безусловным приоритетом. Именно это мы продемонстрировали в период нахождения Чернобыльской АЭС под контролем российских военных. Какого-либо ущерба безопасности станции нанесено не было. Радиационный фон оставался в норме, что было публично подтверждено МАГАТЭ. Вынуждены констатировать, что в докладе Генсекретаря «Долгосрочные последствия чернобыльской катастрофы», этот принципиально важный момент упущен. Сожалеем, что и в этот раз в ООН не смогли продемонстрировать равноудаленный подход. 

В завершении хотели бы подчеркнуть, что ежегодные гуманитарные дебаты служат возможностью для обсуждения самого широкого спектра проблем в этой области и никогда не монополизировались теми или иными страновыми сюжетами. В противном случае нам бы пришлось каждый раз посвящать их последствиям бомбардировок США и стран НАТО по всему миру, от гуманитарных последствий которых население пострадавших стран не может оправиться до сих пор. Из уважения именно к пострадавшим, а также к другим развивающимся государствам, испытывающим на себе затяжные последствия отсутствия должного финансирования в области развития, мы считаем, что их интересы не следует отодвигать на второй план.

Благодарю за внимание.