Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по борьбе с незаконным обогащением вооруженных групп за счет нелегальной торговли природными ресурсами в Африке

Г-н Министр,

Приветствуем Вас в кресле Председателя Совета Безопасности. Благодарим Исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности Гаду Вали и Комиссара Африканского союза по вопросам политики, мира и безопасности Банколе Адеойе, а также Пола-Симона Ханди за озвученные оценки.

Хотели бы также выразить признательность габонскому председательству за проведение заседания Совета Безопасности по такой важной теме. Приветствуем всех высоких участников сегодняшней встречи.

Г-н Председатель,

Природные ресурсы являются важнейшим фактором устойчивого развития, а нередко и основой экономики многих развитых и развивающихся стран. Государства обладают неотъемлемым суверенитетом над ними. В этой связи борьба с незаконной деятельностью в добывающих отраслях также является прерогативой и обязанностью, прежде всего, правительств стран-обладателей ресурсов.

Исходим из того, что лежащие в недрах Африканского континента природные ресурсы принадлежат народам этих стран и именно они должны быть основными выгодополучателями от этих богатств. Африканские страны еще не оправились от того ущерба, который был нанесен колониальными державами, превратившими их в один большой карьер. Местному населению это почти ничего не дало, зато западные метрополии обогащались за их счет. Это продолжается до сего дня, ведь основную выгоду от эксплуатации ресурсов получают многонациональные корпорации, базирующиеся в известных странах, и прибыль оседает в их банках. 

С учетом значительного ресурсного потенциала стран Африки к югу от Сахары расширение влияния НВФ в охваченных конфликтами странах Африки – Мали, Буркина-Фасо, Чаде, ДР Конго, Сомали, ЦАР, Мозамбике – сопровождается установлением ими контроля над месторождениями полезных ископаемых для получения дополнительных источников финансирования. Отмечаем усилия национальных правительств по борьбе с НВФ в интересах обеспечения безопасности, стабильности, а также контроля над природными ресурсами в интересах социально-экономического развития собственных стран. Считаем принципиально важным, чтобы лидирующая роль в этом процессе принадлежала самим африканцам. Приветствуем настрой государств, сталкивающихся с вызовами в этой сфере, на коллективное решение проблем, в том числе в борьбе с НВФ, в обеспечении пограничного контроля, поддержке национального малого бизнеса, занятого в сфере добычи природных ископаемых, составлении общих регистров. 

На противодействие «смычке» между терроризмом и оргпреступностью нацелена резолюция СБ ООН 2482. Реализация обозначенных в ней задач требует принятия целого комплекса мер, направленного, в том числе на углубление взаимодействия по линии национальных судебных и правоохранительных органов. Также необходимо совершенствовать систему международных договоров о выдаче и правовой помощи по уголовным делам. Важнейшим шагом, кроме этого, видится повсеместная криминализация факта участия в организованной преступной группе, как это предусмотрено Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности, и с установлением суровых мер ответственности.

Выступаем за оказание всестороннего содействия в укреплении соответствующих национальных механизмов по линии ООН. При этом исходим из того, что такое содействие должно оказываться по запросу заинтересованных государств и в полной мере учитывать их национальные приоритеты и особенности. Шаблонный подход к оказанию помощи неприемлем и создает больше проблем, чем решает. Отмечаем готовность Афросоюза, региональных организаций оказывать необходимое содействие. 

В качестве значимого международного механизма по предотвращению незаконного обогащения вооруженных групп за счет нелегальной торговли природными ресурсами в Африке рассматриваем Кимберлийский процесс (КП). Россия является ответственным участником данного многостороннего формата, чья деятельность направлена на воспрепятствование разжиганию конфликтов при помощи незаконной добычи и торговли необработанными природными алмазами. Содержательной реализации актуальных задач КП, в частности, значительно способствовало российское председательство в Процессе в 2021 г. 

Вместе с тем считаем контрпродуктивными попытки политизации деятельности Процесса. Механизмы этого Процесса должны способствовать эффективному контролю над ресурсами, а не приводить к перекосам, при которых власти в экспорте алмазов ограничены, а вооруженные группировки – наживаются на их продаже. Такая ситуация, к сожалению, сложилась в ЦАР. 

У незаконной торговли природными ресурсами, подпитки террористов и незаконных вооруженных групп есть еще одна не менее важная сторона. Кто покупает эти ресурсы? Ведь это общеизвестно, что незаконный оборот природных ресурсов – давно установленный путь финансирования терроризма. Кто поставляет незаконным вооруженным формированиям финансовые средства, оружие, взрывчатые вещества для проведения терактов и нападений?

Регулярно обращаем внимание на нарушения режима оружейного эмбарго в отношении терорганизаций в различных регионах мира, в том числе на африканском континенте. Убеждены – нельзя замалчивать проблему поставок продукции военного назначения террористам. Важно отслеживать каналы подпитки террористов и предпринимать усилиях по их пресечению. 

Не можем обойти стороной и несбалансированность введенных против ряда государств Африки санкционных режимов, которые не соответствуют фактической обстановке, мешают планам национальных правительств в области госстроительства и не позволяют им эффективно устанавливать контроль над своей территорией. При этом эти же санкции и оружейные эмбарго не могут сдержать процесс вооружения НВФ и террористических группировок, которые лишь продолжают укреплять свои позиции, в том числе на средства, вырученные за счет эксплуатации природных ресурсов. В итоге их негосударственные образования нередко оказываются лучше вооружены, чем правительственные войска, как это было в Центральноафриканской республике. Властям Судана оружейное эмбарго не позволяет качественно подготовить и укомплектовать военный контингент, призванный обеспечить мир и безопасность в Дарфуре, преодолеть пористость границ. В Сомали федеральное правительство уже несколько лет просит тяжелые вооружения, необходимые для эффективной борьбы с «Аш-Шабаб», которая в это время лишь расширяет собственные каналы снабжения и зарабатывает на контрабанде древесного угля. С целью содействия подготовке военнослужащих объединенных вооруженных сил и государственных структур безопасности полагаем оправданным рассмотреть возможности смягчения действующего в отношении РЮС санкционного режима. Проблема незаконного промысла и контрабанды минералов и древесины остро стоит в этой стране, в том числе в штате Экватория. 

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы выразить сожаление, что США в своем антироссийском раже дошли до того, что поставили в центр своего выступления вопрос содействия по линии российских компаний африканским партнерам. Это раскрывает их настоящие планы и задачи, что им в реальности нужно от африканских стран. Удивляют слова постпреда США о странах-клиентах. Это явно американская категория и язык. Мы такой терминологией не пользуемся. Для нас африканские страны не клиенты, а партнеры. Напомним, что в Сирии США прикрываясь контртерроризмом воруют сирийскую нефть. Сначала для этого была назначена компания с непонятной историей, потом, когда ситуация даже союзникам Вашингтона показалась скандальной, американская сторона вернулась к воровству природных ресурсов Сирии иным способом – через своих военных.

Благодарю Вас.

 

Ответное слово заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой: 

Г-н Председатель,

Хотела бы отметить, что французский представитель в начале своего выступления сказала, что нужно собирать данные и цифры, изучать пути незаконной эксплуатации ресурсов со стороны НВФ и террористов, а также думать, как с этим бороться. Мы это полностью поддерживаем. Это полностью соотносится с темой сегодняшнего заседания. Однако благодаря заявлениям некоторых западных коллег, в том числе французских, на этом заседании появилась новая  непрофильная тема, касающаяся российского содействия африканским странам. 

В этой связи я бы хотела поставить вопрос о том, что неплохо было бы подcчитать цифры и прояснить данные, сколько сотен миллиардов долларов получила Франция по соглашениям с франкофонными государствами о предоставлении им независимости, сколько денег было заработано Францией на эксплуатации ресурсов в тех странах, которые были под колониальным гнетом, а также в рамках последовавшего за этим «колониализма по контракту». Многое из этого продолжается до сих пор. Вот после этого мы готовы порассуждать о хищнических стратегиях и политиках. 

Благодарю Вас.