Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Б.А.Мещанова в ходе общих дискуссий Второго комитета по пунктам повестки дня 16 «Макроэкономические вопросы» и 17 «Последующая деятельность и реализация итогов Международных конференций по финансирования развития» 77-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель, 

Российская Федерация присоединяется к совместному заявлению от имени стран-членов Группы друзей по защите Устава ООН. Мы рады участвовать в сегодняшней дискуссии. К сожалению, не все страны принимают в ней активное участие.

Считаем важным наращивать совместные усилия по достижению ЦУР. Ежегодно Россия выделяет 1 млрд долл. США для помощи развитию. Необходимо сосредоточиться на ситуации в международных торгово-финансовых отношениях. По оценкам экспертов, кризис стоимости жизни обусловлен сочетанием факторов – сбоями в производственно-сбытовых цепочках, просчетами в денежно-кредитной политике, односторонними санкциями, ведущими к фрагментации экономики. Действия по укреплению доллара могут вызвать удорожание импорта жизненно важных товаров в бедные страны, бегство капиталов с растущих рынков, рост долгового бремени, падение инвестиций в ЦУР. 

Обеспокоены углублением долгового кризиса. Для его преодоления важную роль должны сыграть многосторонние и региональные банки развития, которые необходимо докапитализировать совместными усилиями крупных доноров. Это положительным образом сказалось бы на снижении стоимости заимствования для развивающихся стран. В текущих условиях программы финансирования не могут увязываться с политическими требованиями, в том числе касающимся проведения срочных реформ или структурной перестройки экономики. Важно помочь странам-дебиторам создать «подушку безопасности». Россия готова участвовать в обсуждении возможных чрезвычайных инициатив как участник «Группы двадцати», Парижского клуба и призывает партнеров проявлять ответственность.

В долгосрочном плане предстоит изменить существующие пропорции в квотах и инструментах международных финансовых институтов в пользу развивающихся стран, уходить от фактического права вето узкого круга стран. Необходимо продолжить диалог о реформировании международной кредитно-рейтинговой системы. Заслуживают дальнейшей дискуссии предложения ДЭСВ и Группы экспертов по разработке индекса многомерной уязвимости в интересах всех категорий развивающихся стран. 

Г-н Председатель,

Для восстановления и устойчивого развития нужна стабильная торговая среда, основанная на принципах и правилах Всемирной торговой организации и принимающая во внимание нужды и потребности развивающихся стран. Как сегодня отмечалось, необходимо устранять все барьеры, в первую очередь для развивающихся стран, которые вводятся в политических целях или в целях предоставления конкурентных преимуществ. Стабилизация мировых рынков и цен должна стать отправной точкой для анализа и выработки рекомендаций Группы ООН по глобальному кризисному реагированию.

Важно прислушиваться к рекомендациям ЮНКТАД по содействию развитию торговли развивающихся государств в Бриджтаунском пакте. 

Отмечаем важное значение региональных соглашений. Поддержка региональной экономической интеграции может играть важную роль для обеспечения устойчивости экономик, особенно в период кризисов. Так, с января по июль 2022 г. страны Евразийского экономического союза заметно нарастили объемы взаимной торговли, что обусловлено переориентацией экспортно-импортных потоков в силу сложившихся торгово-экономических ограничений.

Остро стоит проблема наращивания инвестиций в страны Глобального Юга. К сожалению, доля инвестиционных потоков в слабые и уязвимые экономики остается на крайне низком уровне. Переломить ситуацию позволило бы содействие доноров и многосторонней системы помощи развития в формировании благоприятных и прозрачных условий для инвесторов, а также развертывание системы страхования и гарантий, а с другой стороны, - помощь развивающимся странам в подготовке коммерчески привлекательных проектов.

Возвращение преступных активов относится к числу наиболее эффективных мер преодоления глобального неравенства. Поддерживаем рекомендации доклада Генсекретаря об укреплении международной нормативно-правовой базы в сфере возвращения активов, повышения эффективности правовой помощи, обсуждении создания международного механизма по возврату активов под эгидой ООН. Необходимо учитывать итоги Специальной встречи ЭКОСОС по налогам и повышать инклюзивность и справедливость реформы налогообложения, включая повышение профиля Комитета ООН по налогам и интернационализацию положений Типовой конвенции об избежание двойного налогообложения. 

Второй Комитет ГА ООН должен профессионально и в неполитизированном ключе зафиксировать все указанные проблемы и предложить пути их решения на основе Аддис-Абебской программы действий. Напоминаем о выдвинутом Российской Федерацией и одобренном странами-членами в ЭКОСОС предложении о рассмотрении в ГА вопроса о проведении Четвертой международной конференции по финансированию развития. 

Благодарю вас.