Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по миротворческим операциям ООН

Г-н Председатель, 

Благодарим заместителя Генсекретаря ООН Жан-Пьера Лакруа за содержательный брифинг.

На протяжении десятилетий миротворчество является несущим столпом ООН в деле поддержания мира и безопасности, оказывая непосредственное влияние на жизни миллионов людей. На операции по поддержанию мира возлагаются большие надежды, поскольку они призваны решать как неотложные проблемы, так и содействовать долгосрочному урегулированию кризисов.

Изменение характера и специфики конфликтов, опасные условия работы миссий, зачастую осложненные тяжелой гуманитарной и социально-экономической обстановкой, диктуют необходимость адаптации миротворческих механизмов. Именно поэтому в центре внимания государств-членов и Секретариата ООН находятся вопросы оптимизации миротворческих миссий, а также повышения эффективности работы и обеспечения безопасности «голубых касок» и гражданского персонала.

Одной из ключевых предпосылок для эффективного осуществления задач миротворческих операций является конструктивное взаимодействие с принимающими государствами, которые несут главную ответственность за защиту гражданского населения, устранение причин кризиса и постконфликтное восстановление. Во главу угла должно быть поставлено сотрудничество миссий и Секретариата с властями принимающей стороны, подменить которое ни гражданское общество, ни НПО не в состоянии. 

Считаем также важной задачей совершенствование трехстороннего взаимодействия между Советом Безопасности, странами-поставщиками контингентов и Секретариатом с целью укрепления духа партнерства, сотрудничества и взаимного доверия.

Эффективное взаимодействие ООН с региональными и субрегиональными организациями на базе Главы VIII Устава ООН также имеет безусловную добавленную стоимость в повышении эффективности ооновского миротворчества. Доказательством этому является плодотворное сотрудничество ООН с Афросоюзом. Видим хороший потенциал развития партнерских отношений ООН с ОДКБ и ШОС, которые наращивают свой политический авторитет и вносят вклад в укрепление региональной и международной безопасности.

Существенных результатов в повышении эффективности миротворческой деятельности помогут добиться предельно четкие и реалистичные мандаты миссий, учитывающие мнение принимающих государств, а также конкретные причины каждого конфликта и текущую обстановку на местах. Считаем необходимым сокращать второстепенные и непрофильные задачи для миротворцев, в частности правочеловеческого, социального и гендерного характера, которые отвлекают их от выполнения основных функций и требуют значительного финансирования. В центре усилий «голубых касок» должно находиться качественное, кропотливое содействие политическому урегулированию и достижению национального примирения, что позволит не только купировать симптомы, но и устранить причины конфликтов. При этом императивом должно оставаться безусловное уважение суверенитета принимающих государств, строгое соблюдение целей и принципов Устава всемирной Организации, а также базовых принципов миротворчества – согласия сторон, беспристрастности и неприменения силы, кроме самообороны и защиты мандата. Их гибкая интерпретация, даже под самыми благородными предлогами, недопустима.

Этим базовым принципам миротворчества должны подчиняться все аспекты работы миссий, включая защиту гражданских лиц, там, где это закреплено в мандате. Нельзя, чтобы миротворцы «размахивали шашками» и превращались в сторону конфликта. Увлечение силовыми мандатами, равно как и привлечение миротворцев к наступательным и контртеррористическим операциям способно подорвать нейтральный статус «голубых касок», превратить их в активных участников конфликта с сопутствующим ростом угроз для жизни и здоровья.

Мы полностью разделяем мнение о необходимости повышения безопасности миротворцев. Считаем, что этого можно достичь, улучшая их материально-техническое обеспечение и профессиональную подготовку. 

В России на базе учебных центров Министерства обороны и Министерства внутренних дел осуществляется качественная подготовка как российских, так и иностранных миротворцев. Так, в октябре 2021 г. Секретариат ООН сертифицировал программы подготовки Курса военных наблюдателей ООН на базе Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в г.Наро-Фоминске.

Г-н Председатель, 

Мы исходим из того, что определение магистральных направлений развития деятельности ООН по поддержанию мира должно определяться в межгосударственном формате. В этом отношении уникальной площадкой является Специальный комитет ГА ООН по миротворчеству (С-34), где большинство государств-членов Организации, включая страны-поставщики контингентов и принимающие государства, имеют возможность вырабатывать общие подходы к параметрам миротворческой деятельности, которыми должны руководствоваться Секретариат ООН и миссии «на земле». Только безусловное соблюдение на практике договоренностей и обязательств, достигнутых в межгосударственном формате, может обеспечить необходимый уровень доверия между всеми заинтересованными сторонами, а значит способствовать повышению эффективности деятельности миротворческих миссий и итоговому успеху. Убеждены, что солидарность государств в отношении принципов функционирования миротворческих операций упростит решение и сопутствующих вопросов.

Хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить признательность военному, полицейскому и гражданскому персоналу миротворческих миссий ООН за их неизменную приверженность выполнению своего благородного долга в крайне сложных и опасных условиях с ежедневным риском для жизни. 

Г-н Председатель,

В завершение хотели бы отметить, что наши усилия в поддержку ооновского миротворчества натолкнулись на вопиющее противодействие со стороны США. Буквально на прошлой неделе состоялся Третий саммит руководителей органов полиции государств-членов ООН, для работы в котором была приглашена делегация Российской Федерации из Министерства внутренних дел во главе с Министром внутренних дел В.Колокольцевым. Но из-за действий американской стороны участие в Саммите российской делегации было сорвано – делегатам попросту не были выданы визы. Это очередное вопиющее нарушение США своих обязательств по Соглашению о Центральных учреждениях ООН.

В этой связи хотели бы вновь подчеркнуть, что предоставление виз для членов делегаций – это международно-правовая обязанность США, а не привилегия. Невыдача виз делегатам из отдельных государств противоречит принципу суверенного равенства, препятствует их эффективному участию в работе Организации.

Благодарю Вас.