Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании ГА ООН по пункту повестки дня 113 «Доклад Генерального секретаря о работе Организации»

Г-н Председатель,

В начале своего выступления хотела бы выразить глубокие соболезнования правительствам и народам Турции и Сирии в связи с разрушительным землетрясением. Желаю сил семьям погибших и скорейшего выздоровления пострадавшим. Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил сирийской и турецкой сторонам содействие в ликвидации последствий этого страшного бедствия. Самолеты МЧС уже вылетели в эти страны, а российские военные начали оказывать поддержку пострадавшему населению Сирии.

Г-н Председатель,

Выражаем признательность Генеральному секретарю за подготовку содержательного доклада о работе Организации Объединенных Наций за прошедший год. 

Со своей стороны хотели бы отметить следующее. 

Мир сегодня переживает глубокий системный кризис, ключевые причины которого хорошо известны. Они связаны со стремлением ряда государств всеми силами сохранить однополярный миропорядок и не допустить формирования новой справедливой системы международных отношений. Видим попытки отдельных игроков вести диалог с позиции превосходства, насадить «право сильного», подменить универсальные нормы международного права «миропорядком, основанном на правилах», а многосторонние механизмы – клубами государств, «заточенными» под их геополитические интересы.

Складывающаяся ситуация неизбежно оказывает всеобъемлющее влияние как на государства-члены, так и на систему ООН в целом. Она подвергается серьезному испытанию на устойчивость и на эффективность выполнения своего мандата, ключевой элемент которого – предотвращение конфликтов. К сожалению, стало очевидно, что на фоне вызовов переломного периода ООН с этой задачей не справляется. 

На деле же мы наблюдаем глубинный раскол между позициями государств-членов в Генассамблее и Совете Безопасности, усугубленный утратой доверия и объединительной повестки дня. Обыденной нормой становятся провокационные действия в отношении интересов безопасности других игроков, включая безответственную «накачку» вооружениями сопредельных государств, и попытки силой установить доминирование через нанесение «стратегического поражения». 

Это не способствует эффективному реагированию всемирной Организации на стратегические вызовы современности, один из которых – резкая деградация ситуации в области глобальной безопасности, вызванная стремлением пересмотреть военно-стратегический баланс при игнорировании интересов в области безопасности других государств. 

Г-н Председатель,

Подчеркиваем необходимость поэтапного и межгосударственного обсуждения инициатив, содержащихся в докладе «Наша общая повестка». Важно избежать накладок и дублирования, а также не допустить подмены процессов, решения о которых приняты государствами-членами, прежде всего реализации Повестки-2030. Из финансовых начинаний 2022 г. отметим выдвинутый Генсекретарем комплекс мер в финансовой области «Поддержка ЦУР».

Россия высоко ценит вклад системы развития ООН в реализацию Повестки-2030. Призываем развитые государства нарастить финансовую поддержку системы развития ООН, в первую очередь за счет увеличения взносов в регулярные бюджеты агентств ООН, поступления в которые сокращаются.

Продолжаем придавать особое значение проблематике изменения климата, оставаясь ответственной стороной РКИК ООН и Парижского соглашения. Призываем к поступательному выполнению уже взятых обязательств. При этом исходим из важности рассматривать климатические вызовы без отрыва от других проблем устойчивого развития в контексте обсуждения угроз стабильности в уязвимых странах и регионах.

Отмечаем усилия гуманитарного «крыла» ООН по реагированию на кризисные ситуации. При этом по-прежнему наблюдаем губительную тенденцию откровенной политизации гумпомощи донорами в угоду своим политическим амбициям. Наглядным свидетельством служат ситуации с хроническим недофинансированием гумпланов ООН для Афганистана, Кубы, Сирии, Венесуэлы, Мозамбика, Мали и Мьянмы. Список можно продолжать. Считаем такие действия недопустимыми и аморальными. 

Не можем обойти стороной упоминающиеся в докладе Генсекретаря соглашения, заключенные в Стамбуле 22 июля 2022 г. Продолжают умалчиваться результаты выполнения второго документа о нормализации российского экспорта сельхозпродукции и удобрений, который также является составной частью предложенных Генсекретарем ООН «пакетных» договоренностей. К сожалению, объясняем это тем, что результатов особо нет. На деле же важно осознавать, что рассуждения об угрозах голода и продовольственной безопасности фактически служат экономическим интересам Украины и западных бенефициаров. 

Г-н Председатель,

О «голоде библейских масштабов» ООН последовательно говорит с 2020 г. Это в очередной раз подтверждает тот факт, что корни современного продовольственного кризиса уходят во времена, предшествующие событиям 2022 г., но некоторые западные государства по-прежнему продолжают голословно обвинять во всем Россию. Не обошлось без этого и сегодня. Резко возникший дефицит продовольствия и удобрений в 2022 г. носит искусственный характер, связан с экономическим курсом крупнейших западных экономик, а также с односторонними рестрикциями, подрывающими экспорт сельхозпродукции и энергоносителей, что привело к слому отлаженных цепочек поставок, кризису стоимости жизни. Об этом, к сожалению, не говорится в докладе, как и в рекомендациях Группы по реагированию на глобальный кризис в области продовольствия, энергетики и финансов. Однако об этом заявляют все больше стран Глобального Юга. Мы продолжим поднимать эту тему подробно на других профильных площадках ввиду ключевой значимости России в усилиях по недопущению расползания голода в мире.

Г-н Председатель,

Очевидно, что процесс формирования нового, более справедливого миропорядка может оказаться достаточно долгим. Единственным выходом из сложившегося глобального кризиса является стремление к многосторонности и построение подлинно многополярного мира. Для этого необходимо, чтобы все государства были привержены целям и принципам Устава ООН в рамках формирования многополярного мироустройства, укрепления культурно-цивилизационного разнообразия и демократизации международных отношений. Деятельность ООН должна быть нацелена на устранение не симптомов, а причин кризисных явлений в международных делах. 

Основополагающее значение имеет соблюдение принципа невмешательства во внутренние дела государств, а также недопущение подрыва прерогатив Совета Безопасности и сохранение за ним центральной роли в вопросах урегулирования конфликтов и поддержания международного мира, как это и предусматривали отцы-основатели ООН. 

Благодарю за внимание.