Выступление и ответное слово заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по КНДР
Г-н Председатель,
Благодарим г-на Халеда Хияри за брифинг.
Россия выступает против любой военной активности, которая ставит под угрозу безопасность Корейского полуострова и стран Северо-Восточной Азии.
С сожалением отмечаем, что в последние месяцы ситуация вокруг Корейского полуострова имеет опасную тенденцию к обострению. США и их союзники в регионе возобновили с августа масштабную военно-тренировочную деятельность. В конце сентября впервые за пять лет в Японском море прошли учения США, Республики Корея и Японии с участием ядерного ракетоносца и с отработкой поражения критически важных объектов на территории КНДР. На уровне руководства этих стран ведутся безответственные разговоры о размещении на Корейском полуострове и в регионе американских средств сдерживания, включая ядерные. Сожалеем, что эта этой фактологической информации не нашлось место в брифинге уважаемого представителя ООН. В этой связи очевидно, что ракетные пуски Пхеньяна являются следствием проводимой вокруг этой страны недальновидной конфронтационной военной активности США, которая бьет как по их же партнерам в регионе, так и по ситуации в Северо-Восточной Азии в целом.
Кроме того, ситуацию на Корейском полуострове нельзя рассматривать в отрыве от сложных процессов, которые сейчас происходят в этой части мира. Не можем не констатировать все более навязчивое продвижение Вашингтоном своей односторонней доктрины безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая создает лишь новые риски для находящихся в нем стран и пытается разделить их по принципу «кто не с нами – тот против нас». Частью этой деятельности является формирование новых военных блоков, таких как объединение США, Великобритании и Австралии (т.н. AUKUS), что вызывает серьезные сомнения в добрых намерениях этих государств, в т.ч. и со стороны Пхеньяна и не содействует налаживанию диалога.
Г-н Председатель,
В зале Совета Безопасности мы часто слышим от государств-членов о незаменимости превентивной дипломатии, об отсутствии военных решений конфликтов и приоритетности политико-дипломатического урегулирования взрывоопасных ситуаций. Это очень важные слова, суть Устава ООН. Но что касается наших западных коллег, то они упирают на эти методы лишь там, где имеется возможность вмешаться в чьи-нибудь внутренние дела. Однако, когда речь заходит о регионах, где по-настоящему затронуты их геополитические интересы, то на первый план выступает обличение, давление и бряцание оружием.
В глазах США и стран Запада КНДР давно отказано в принадлежности к так называемому «цивилизованному миру». Для Пхеньяна из всех имеющихся в «меню» блюд давно уже предлагается только одно – санкции.
С 2006 года по инициативе США в отношении Пхеньяна было принято большое количество ограничительных мер, одна сильнее другой. Однако по прошествии лет стало более чем очевидно, что санкционная парадигма так и не смогла гарантировать безопасность в регионе или приблизить нас к урегулированию вопросов ракетно-ядерного нераспространения.
Глубоко сожалеем, что нашими западными коллегами последовательно игнорировались неоднократные призывы Пхеньяна к США прекратить свою враждебную деятельность, что открыло бы возможности для диалога. Они так и не были приняты всерьез. Предпринятые же Пхеньяном в 2018-2019 гг. встречные шаги и позитивные сигналы так же не были приняты во внимание. Именно из-за позиции США Совет так и не смог найти в себе силы отреагировать на них соответствующих образом и содействовать процессу разрядки.
Мы неоднократно говорили и повторим вновь: введение новых санкций против КНДР – это тупиковый путь. Мера, которая как мы уже сказали, не приносит в случае с КНДР ровным счетом никакого результата.
Убеждены, что механизмы ООН и ее Совета Безопасности должны задействоваться для поддержки межкорейского диалога и многосторонних переговоров, а не становиться для них преградой. Только тогда можно будет говорить об эффективном решении накопившихся в регионе проблем, включая ядерную, на основе взаимоприемлемых договоренностей. Дальнейшее же наращивание санкций против КНДР уже выходит за рамки мер по противодействию запрещенным ракетно-ядерным программам и угрожает северокорейским гражданам недопустимыми социально-экономическими и гуманитарными потрясениями.
Г-н Председатель,
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что задача сегодняшнего дня заключается в необходимости всех сторон проявлять сдержанность и на практике подтвердить готовность к возобновлению диалога в русле достигнутых ранее договоренностей и взятых обязательств. «На столе» остаются российско-китайские политико-гуманитарные инициативы, которые могли бы стимулировать стороны активизировать переговорные усилия. Отсутствие продвижения на политическом треке, отказ ряда членов, прежде всего западных, сделать хотя бы шаг навстречу и в пользу принятия в Совете Безопасности сбалансированного и комплексного решения является главным знаком неспособности Совета действовать.
Такая линия вкупе с наращиванием США и их союзниками мер военного характера грозит дальнейшим ростом напряженности на Полуострове, что может привести к непредсказуемым и очень опасным последствиям для всей Северо-Восточной Азии.
Благодарю Вас.
Ответное слово представителю США:
Г-н Председатель,
Хотела бы ответить на повторные ремарки представителю США и отметить следующее.
Россия в отличии от США граничит с КНДР и весьма озабочена опасным развитием ситуации вокруг Корейского полуострова. Это не оставляет нам выбора, кроме как рассматривать эту ситуацию комплексно и ответственно. Я не согласна с Вашими выводами относительно того, что мы хотим переложить какую-то ответственность «с больной головы на здоровую» или исказить факты. Это не цель нашего заявления. Мы указываем на ошибочную и опасную политику США и ее союзников, которая совершенно очевидно не работает. Можно, конечно, говорить о том, что учения, которые проводятся с участием ядерных ракетоносцев, с отработкой поражения критически важных объектов на территории КНДР, это чисто оборонительные учения, а альянсы, в которых задействованы ядерные подводные лодки – дружественные мирные оборонительные альянсы. Можно их и так назвать. Где-то мы это уже слышали, в том числе в других регионах. Но на наш взгляд очевидно, что пока идет укрепление военной мощи региональных альянсов, пока вы продолжаете следовать провокационной военной линии – Пхеньян будет отвечать. Риски этих ответных действий будут лишь расти. Мы уверены в том, что решением ситуации вокруг Корейского полуострова может быть только диалог и поиск политических решений, учитывающий законные озабоченности, в том числе в области безопасности, всех затронутых сторон.
Благодарю за внимание.