Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Е.А.Скачкова в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Доклад Специального комитета по Уставу ООН и усилению роли Организации»

Г-жа Председатель,

Российская делегация всегда уделяла особое внимание деятельности Специального комитета по Уставу ООН и принимала активное участие в его работе.

Ценим вклад Спецкомитета в решение насущных правовых вопросов деятельности ООН в области мирного урегулирования споров и поддержания международного мира и безопасности. Убеждены, что работа данного вспомогательного органа должна быть продолжена на регулярной основе.

На его рассмотрении по-прежнему находится множество полезных и актуальных инициатив. Это и российско-белорусское предложение о запросе консультативного заключения Международного Суда о правовых последствиях применения государствами силы без предварительного разрешения Совета Безопасности, кроме случаев осуществления права на самооборону, и российская инициатива по актуализации «Справочника по мирному разрешению споров между государствами» и созданию на официальном веб-сайте ООН страницы по мирному урегулированию споров между государствами.

На прошлой сессии Спецкомитет продолжил изучение целого ряда вопросов, касающихся вопроса поддержания международного мира и безопасности во всех его аспектах, в целях усиления роли Организации. Среди таковых – предложение мексиканской делегации рассмотреть практику применения статьи 51 Устава ООН с целью изучения и поиска ответов на вопросы существа и процедуры применения силы.

В условиях введения односторонних экономических рестрикций, не основанных на международном праве, особую актуальность приобрела санкционная проблематика. Торговые войны последних лет, развязываемые отдельными странами в попытке обеспечить свое доминирование нерыночными способами, достигли невиданных масштабов. В результате мир сталкивается с проблемой дезинтеграции и разбалансировки транспортно-логистических цепочек в глобальном масштабе, ставящей на грань выживания население третьих, зачастую наиболее уязвимых стран, которым санкции вообще не были адресованы. Подобное пренебрежение их интересами приводит к подрыву устойчивости всех социально значимых систем: здравоохранения, образования, продовольственной безопасности, лишает такие страны ресурсов для поддержки промышленности, бизнеса и простых граждан. В свете изложенного мы поддерживаем проведение дискуссии по предложению Ирана о выработке руководящих принципов по способам предотвращения, устранения, снижения эффективности и возмещения ущерба от негативного влияния односторонних принудительных мер.

Считаем, что Спецкомитет должен посвятить больше времени данному вопросу. При этом особое внимание стоило бы уделить международно-правовым последствиям незаконного введения односторонних принудительных мер, включая возникновение у соответствующих государств ответственности по международному праву за ущерб, причиненный подобными мерами.

Непосредственное отношение к применению положений Устава, прежде всего его статьи 105, имеет весьма своевременное сирийское предложение рассмотреть вопрос о привилегиях и иммунитетах представителей государств — членов ООН и должностных лиц Всемирной Организации, которые гарантируют нормальное выполнения ими своих функций.

Страна пребывания продолжает создавать трудности для деятельности в ООН делегаций ряда государств, а также сотрудников Секретариата из числа их граждан. При этом Спецкомитет с учетом его уникального мандата мог бы порекомендовать практические шаги, которые способствовали бы нормализации работы делегаций.

Такие шаги могли бы включать, например, задействование арбитражной процедуры, предусмотренной разделом 21 Соглашения о Центральных учреждениях ООН, для обеспечения исполнения страной пребывания своих международно-правовых обязательств.

Г-жа Председатель,

Мы поддерживаем активную работу над этими темами. Полагаем, что Спецкомитет обладает необходимым потенциалом для проведения по ним полноформатной дискуссии. Ожидаем его субстантивного доклада по результатам конструктивного обсуждения этих предложений в ходе будущей сессии.

Г-жа Председатель,

Сожалеем, что на прошедшей сессии Спецкомитет стал заложником попыток отдельных делегаций продвинуть свои неконсенсусные политизированные заявления и оценки в текст доклада, что сделало невозможным принятие субстантивного документа. Мы убеждены, что данный значимый орган и его работа не должны приноситься в жертву политическим амбициям. Призываем отдельные делегации прекратить попытки подрыва Спецкомитета и вернуться к нормальной и профессиональной работе.

Г-жа Председатель,

Хотели бы закончить на позитиве и отметить усилия Секретариата ООН по подготовке Справочника по практике органов ООН и Справочника по практике Совета Безопасности.

Благодарю Вас.