Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании Четвертого комитета ГА ООН по всестороннему рассмотрению вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах

Г-н Председатель,

Миротворчество ООН является одним из главных олицетворений работы Всемирной Организации по укреплению мира и безопасности. Ведь именно благодаря «голубым каскам» удалось потушить целый ряд конфликтов в различных уголках мира. Отдаем должное всем миротворцем, которым пришлось пожертвовать своей жизнью на этом благородном пути.

Миротворческая деятельность ООН должна осуществляться при полном уважения суверенитета принимающих государств, безусловного соблюдения Устава Всемирной Организации и строгого следования базовым принципам миротворчества – согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме как для самообороны и защиты мандата.

Миротворцам часто приходится осуществлять свою деятельность в сложных и опасных условиях. При этом, увлечение «силовыми» мандатами, равно как и привлечение «голубых касок» к наступательным и контртеррористическим операциям, может подорвать их нейтральный статус и превратить в активных участников конфликта с неизбежным ростом угроз для жизни и здоровья.

Полностью согласны с мнением о необходимости повышения безопасности миротворцев. Считаем, что улучшение их материально-технического обеспечения и профессиональной подготовки будет способствовать достижению этой цели.

Что касается новых технологий, то мы не отрицаем, что они могут содействовать повышению уровня безопасности «голубых касок», а также гражданских лиц. Вместе с тем при внедрении таких технологий следует учитывать необходимость соблюдения суверенитета принимающего и соседних государств, а также защиты неприкосновенности частной жизни граждан. В основе работы с такими данными должна лежать не только их защита от попадания в третьи руки, но и безусловная необходимость проверки на достоверность всей поступающей и исходящей информации.

Г-н Председатель,

Выступаем за выработку четких и реалистичных мандатов ОПМ с учетом уникальных для каждого отдельного конфликта набора причин и обстановки на местах. Убеждены, что в центре миротворческих усилий ООН должно находиться в первую очередь содействие политическому урегулированию и достижению национального примирения. Задачи правочеловеческого, гендерного и климатического характера носят исключительно вспомогательный характер и не должны искусственно выдвигаться в качестве приоритетных.

Хотим отметить, что отсутствие ясных перспектив сворачивания десятилетиями продолжающихся миротворческих операций серьезно подрывает доверие к ним со стороны местного населения.

Одной из ключевых предпосылок для эффективного осуществления ОПМ поставленных перед ними задач является конструктивное взаимодействие с принимающими государствами, которые несут главную ответственность за защиту гражданского населения, устранение причин кризиса и постконфликтное восстановление. Во главу угла должно быть поставлено сотрудничество миссии и Секретариата с властями принимающей стороны, подменить которое ни гражданское общество, ни НПО не в состоянии.

Считаем также важной задачей совершенствование трехстороннего взаимодействия между Советом Безопасности, странами-поставщиками контингентов и Секретариатом с целью укрепления духа партнерства, сотрудничества и взаимного доверия.

Отмечаем роль Специального комитета Генеральной Ассамблеи по миротворчеству (С-34), который является уникальной площадкой для межгосударственного согласования магистральных направлений развития деятельности ООН по поддержанию мира. Здесь большинство государств-членов Организации, включая страны-поставщики военных и полицейских контингентов, а также принимающие государства, имеют возможность вырабатывать общие подходы к параметрам миротворческой деятельности, особенно тогда, когда речь идет о реформах в этой области, продвигаемых Секретариатом ООН.

Выступаем за углубление взаимодействия в сфере миротворчества с региональными и субрегиональными организациями. В этой связи хотим обратить внимание на ставшую особенно заметной в последние годы роль Африканского союза и субрегиональных организаций в области предотвращения и урегулирования локальных конфликтных ситуаций, а также формирования общеконтинентальной архитектуры мира и безопасности. 

Г-н Председатель,

Россия уделяет большое внимание участию в миротворческой деятельности ООН. Миротворцы из нашей страны, 15% из которых женщины, несут службу в операциях по поддержанию мира в Южном Судане, Западной Сахаре, ЦАР, ДР Конго, на Кипре, на Ближнем Востоке и в Косово. Мы активно участвуем в материально-техническом обеспечении миротворчества. Россия входит в десятку основных государств-плательщиков в бюджеты операций по поддержанию мира.

На базе учебных центров Министерства обороны и Министерства внутренних дел Российской Федерации продолжается качественная подготовка как российских, так и иностранных миротворцев. Так, в октябре 2021 г. Секретариат ООН сертифицировал программы подготовки Курса военных наблюдателей ООН на базе Военного учебно-научного центра Сухопутных войск в г.Наро-Фоминске Московской области. А подведомственный Министерству внутренних дел Центр подготовки миротворцев ООН в г.Домодедове Московской области уже который год выпускает окончивших сертифицированные по ооновскому стандарту курсы правоохранителей – будущих сотрудников миротворческих миссий.

Таким образом, участие России в международном миротворчестве было и остается важным направлением нашей внешнеполитической деятельности. И мы готовы и далее вносить необходимый вклад в развитие миротворческой деятельности ООН.

В заключение не вижу смысла комментировать прозвучавшие только что в выступлении украинского делегата нападки на мою страну. Использование данного заседания Четвертого комитета по важному вопросу миротворческих операций ООН для пропагандистских заявлений я считаю безответственным.

Благодарю за внимание.