Ответное слово заместителя руководителя российской делегации И.С.Вишневецкого на 6 пленарном заседании Х Конференции по рассмотрению действия ДНЯО
Г-н Председатель,
В выступлениях некоторых делегаций звучала надуманная озабоченность ситуацией вокруг ядерных объектов на Украине. Утверждалось, что причиной этого стало присутствие там российских военных. Как мы понимаем, речь шла о Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) и Запорожской АЭС (ЗАЭС).
Мы неоднократно заявляли, что действия наших вооруженных сил никоим образом не наносят ущерб ядерной безопасности на Украине. Российские военные взяли под охрану ЧАЭС и ЗАЭС с одной единственной целью – недопущение использования украинскими националистическими формированиями, а также иностранными наемниками сложившейся в стране обстановки для возможной организации ядерных провокаций, которые имели бы катастрофические последствия.
Подобные риски, несомненно, существуют. Позвольте привести некоторые факты.
4 марта с.г. украинские диверсанты устроили перестрелку из здания на территории, прилегающей к ЗАЭС. После того, как диверсанты встретили отпор российского военного патруля, они покинули здание, совершив его поджог. В западных СМИ с подачи украинцев начавшийся в здании пожар подавался как результат обстрела российскими ракетами территории станции.
9 марта с.г. украинская сторона осуществила провокацию, взорвав линию электропередач, питающую систему охлаждения хранилища отработавшего ядерного топлива, расположенного на территории ЧАЭС. Последствия были оперативно преодолены: российские военные подключили резервные дизель-генераторы, а затем электроснабжение было возобновлено с территории Белоруссии, поскольку украинские вооруженные силы не давали осуществить ремонтные работы. Киевская пропаганда об этом умалчивала. Мы информировали об этом МАГАТЭ.
27 апреля с.г. киевский режим осуществил очередную провокацию против ЗАЭС, направив в ее сторону два беспилотных летательных аппарата (БПЛА), один из которых был сбит в районе г. Энергодар, где проживает персонал, а второй – в непосредственной близости от периметра станции. Оба БПЛА идентифицированы как ударные авиационные комплексы «Warmate» польского производства. Фактически действия Варшавы в данном случае можно классифировать как пособничество ядерному терроризму.
Совсем недавно, 18 июля, вооруженные силы Украины вновь произвели атаку на ЗАЭС c помощью БПЛА. Удар был нанесен в непосредственной близости (в нескольких десятках метров) от критически важных для безопасности станции сооружений. Только по счастливой случайности это не привело к повреждению критически важного оборудования станции и возникновению техногенной катастрофы. Сразу вслед за этим, 20 июля, удары по территории ЗАЭС украинскими беспилотниками повторились, что подтверждает нацеленность украинских властей на создание предпосылок для ядерной катастрофы.
Это только часть примеров, свидетельствующих о том, как киевский режим угрожает ядерной безопасности на собственной территории. Мы регулярно сообщаем обо всех этих фактов в МАГАТЭ, распространяя там информационные циркуляры. С ними может ознакомиться каждый желающий. Располагаем всеми необходимыми доказательствами, в том числе фото- и видеоматериалами, которые могут подтвердить, что все, о чем мы говорим, - правда.
К этому следует добавить, что Россия с самого начала поддержала инициативу гендиректора МАГАТЭ Р.Гросси о заключении договорённости между Агентством, Россией и Украиной в целях обеспечения безопасности ядерных объектов, которые оказались в зоне военных действий. Готовы были подписать разработанный Агентством документ, подготовленный гендиректором. Однако киевские власти сорвали его заключение.
Российские военные обеспечивали охрану ЧАЭС в период с 24 февраля по 31 марта с.г. В работу станции не вмешивались, объект эксплуатировался украинским персоналом. Выполнив поставленные задачи, российские подразделения передали контроль над станцией украинской стороне. При этом никаких претензий со стороны руководства станции не предъявлялось, что было подтверждено соответствующей письменной договоренностью.
Что касается ЗАЭС, то она продолжает находиться под охраной российских военных. Станция работает в штатном режиме, персонал выходит на работу как в обычное мирное время.
Были готовы оказать содействие МАГАТЭ в организации международной миссии Агентства во главе с гендиректором для оценки состояния крупнейшей в Европе АЭС и инвентаризации находящегося там ядерного материала, что предусмотрено соглашением о гарантиях.
Согласовали сроки визита (конец июня), обеспечили сложную логистику этой поездки, гарантировали максимальную степень безопасности членов делегации.
Однако буквально за несколько дней до планируемого приезда делегации МАГАТЭ на станцию Секретариат ООН отказался одобрить этот визит. Убеждены, что отмена международной миссии Агентства сыграла на руку киевскому режиму и его западным кураторам, которые на уровне представителей национальных регулирующих органов и организации-оператора станции выражали сомнение в целесообразности поездки на ЗАЭС пока там, дескать, находятся «оккупанты». Уверены, что Киев изначально был заинтересован в его срыве этой миссии с тем, чтобы не допустить столь невыгодных ему оценок МАГАТЭ в том, что станция работает в штатном режиме, и никаких проблем там не существует.
Мы отвергаем голословные обвинения в том, что Россия препятствует посещению инспекторами Агентства ЗАЭС, а, тем более, - совершенно абсурдные домыслы о том, что там якобы создается военная база. Более нелепых пропагандистских вбросов слышать не приходилось.
Мы готовы разговаривать на языке фактов. А вам решать, откуда действительно исходит настоящая, а не мнимая угроза ядерным объектам.
Спасибо за внимание.