Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ ООН по теме: «Укрепление ответственности и правосудия за серьезные нарушения международного права»

Г-н Председатель,

Приветствуем Председателя Международного Суда ООН Джоан Донахью, Верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет и профессора Дапо Аканде. 

Хотим воспользоваться случаем и поблагодарить делегацию США за профессиональное и беспристрастное председательство Совета Безопасности в мае. Рассчитываем, что таким же профессиональным подходом будет руководствоваться делегация Албании на посту Председателя Совета. 

Уже который месяц наблюдаем запредельный градус лицемерия в выступлениях Запада, внезапно решивших вспомнить про существование международного права на фоне российской СВО.

Во время нападения стран НАТО на Югославию, Ирак, Афганистан, Ливию, Сирию международное право воспринималось лишь как досадная помеха. В тщетных попытках оправдать собственную агрессию против суверенных стран коллективному Западу приходилось изобретать экзотические концепции «гуманитарных интервенций», «войн с террором», «превентивных ударов». Все они, естественно, ничего общего с международным правом не имели. Поэтому военные авантюры США и их натовских союзников были не чем иным, как «агрессивными неспровоцированными войнами по выбору». Международное право, включая Устав ООН, странами НАТО систематически цинично игнорировалось. США на высшем политическом уровне провозгласили себя «исключительными», то есть стоящими над международным правом. После этого коллективный Запад начал с маниакальным упорством продвигать идею подмены классического международного права неким «порядком, основанным на правилах». Назначение такого нового «свода» норм сводится к выработке узкой группой стран собственных правил с претензией на их «универсальность».

Именно такую логику мы видим в активности, которую страны Запада развели сегодня вокруг органов международной уголовной юстиции, заявляя о своем стремлении наказать нашу страну.

Заметьте, когда возникает угроза привлечения натовских солдат за военные преступления и преступления против человечности, мы наблюдаем активность совсем другого рода. Западные страны делают все возможное для того, чтобы оградить свои контингенты. В ход идут как финансово-организационные рычаги воздействия на механизмы международной уголовной юстиции, так и прямые угрозы. Весьма показательным в этом плане было введение США персональных санкций в отношении бывшего прокурора Международного уголовного суда. Как известно, дела в МУС в отношении преступлений британских и американских военнослужащих в Ираке и Афганистане новым Прокурором были «де-приоретизированы», иными словами, расследование по ним остановлено. Получается, что как только дело доходит до ответственности военных из западных стран, бороться с безнаказанностью вдруг становится совсем не нужно.

В попытке оправдаться страны Запада обычно заявляют, что их правовые системы сами способны справиться с задачей привлечения виновных к ответственности, мол, МУС им для этого не нужен. 
При этом почему-то ни о каких приговорах в отношении военных США, Великобритании и других стран за военные преступления в Ираке, Афганистане и Сирии, нам не известно.

К слову, про большую часть этих преступлений, как и про ужасающие пытки в Гуантанамо и секретных тюрьмах ЦРУ в странах Европы, мы бы никогда так и не узнали, если бы не сенсационные материалы, обнародованные Джулианом Ассанжем. И что же сделали страны, столь картинно ратующие сегодня за борьбу с безнаказанностью, после того, как эта информация стала достоянием широкой общественности? Ринулись расследовать, привлекать виновных из числа своих граждан к ответственности? Нет – единственный, на кого была объявлена настоящая охота – это сам Ассанж. Великобритания вот-вот передаст этого храброго журналиста в США, где его собираются судить по обвинению в шпионаже. Полицейская государственная система США не оставляет сомнений в том, что остаток жизни он проведет за решеткой, если вообще доживет до суда. Это все, что нужно знать о подходах коллективного Запада к борьбе с безнаказанностью, когда речь заходит о них самих.

Что мы имеем в итоге по бесчинствам натовских военных? Сценарий всегда один – погибшие от их рук гражданские лица есть, зато нет тех, кто понес бы за это наказание, даже дисциплинарное, не говоря об уголовном. Обратили внимание на невнятные оправдания представителя Пентагона Джона Кирби 17 мая. Он назвал американский удар с воздуха, убивший множество гражданских лиц возле сирийского г. Багуз, трагической «ошибкой». При этом дал понять, что никто из числа американских военных к ответственности не привлечен и привлечен не будет. Это далеко не первый такой случай в Сирии. Возможно, и не последний. Ведь США вместе с коллегами по так называемому «сугубо оборонительному союзу» НАТО продолжают незаконную оккупацию части территории этой суверенной страны по итогам своей военной агрессии против нее.

Еще один пример лицемерия Запада и поборников международной уголовной юстиции – новости из Нидерландов. Недавно было заявлено об отправке этой страной целой бригады следователей и криминалистов на Украину для работы в интересах Прокуратуры МУС. Практически параллельно с этим прошла информация о прекращении национальными правоохранителями Нидерландов расследования в отношении голландских солдат, нанесших удар по жилым домам в афганской деревне Урузган в 2007 году, где не было военных целей. Снова, все тот же сценарий – убитые гражданские лица есть, а виновных в военных преступлениях опять нет. Действительно, зачем странам Запада МУС?! Ведь с «заматыванием» дел в отношении их военных и имитацией борьбы с безнаказанностью прекрасно справляются национальные судебные инстанции.

МУС нужен Западу как сугубо политический инструмент. Никто этого и не скрывает. Чего стоит кампания по выделению его Прокуратуре беспрецедентных финансовых, кадровых и организационных ресурсов теми же странами, которые совсем недавно делали все, чтобы оградить от него собственных военных. Это даже не «двойные стандарты», а какой-то безграничный цинизм. Правосудие превращается в фарс: виновный назначается заранее, проплаченный Западом суд штампует проплаченные приговоры.

Ни МУС, ни Западу нет дела до многочисленных преступлений киевского режима, пришедшего к власти в результате кровавого переворота в 2014 году. Предано забвению дело «неизвестных снайперов», методично расстреливавших как майданных протестующих, так и силовиков. Аналогичный сценарий мы видели и во многих других «цветных революциях». 

Едва ли наши коллеги вспомнят сегодня про мирных жителей Донбасса, убитых украинскими военными за 8 лет обстрелов и бомбардировок, которые продолжаются и сегодня. Никто не потребует привлечь Киев к ответственности за сожжение националистами заживо людей в Доме профсоюзов в Одессе. Дошло до того, что исповедующих нацистскую, человеконенавистническую идеологию преступников из батальона «Азов» коллективный Запад записал в «герои» не только Украины, но и свои собственные. Свастики и прочая нацистская атрибутика, не только на форме, но и на телах этих расписных персонажей не смущает самопровозглашенных светочей демократических ценностей, продолжающих повторять мантру о том, что нацизма на Украине нет – это, мол, пропаганда России.

Г-н Председатель,

Ряд членов Совета сегодня затронул вопрос о постановлении Международного Суда от 16 марта о временных мерах по иску Украины, поданному со ссылкой на Конвенцию о предотвращении преступления геноцида и наказании за него 1948 года. Выступления американской и британской делегаций стали очередным примером политики «двойных стандартов».

Хорошо помним, как США после проигрыша в Международном Суде дела по иску Никарагуа не только наотрез отказались исполнять его решение – подчеркнем, речь шла об окончательном решении Суда, а не о постановлении о временных мерах, – но и дважды заветировали в Совете Безопасности соответствующую резолюцию.

Великобритания также не словом, а делом показала отношение 
к Международному Суду, отказавшись завершить процесс деколонизации и вернуть, наконец, архипелаг Чагос Маврикию. Суд в консультативном заключении от 25 февраля 2019 года недвусмысленно констатировал «обязательство Великобритании прекратить управлять архипелагом Чагос как можно скорее». Позиция Суда была поддержана Генеральной Ассамблеи в резолюции 73/295, против которой, помимо Великобритании и США, проголосовали лишь 4 делегации. Это обстоятельство нисколько не смутило Лондон, продолжающий и сегодня колониальную оккупацию архипелага, используемого для размещения военной базы США. Расчистка местности под американский военный объект была сопряжена с насильственным перемещением местного населения. При рассмотрении упомянутой резолюции Генассамблеи Великобританию призвали выплатить справедливую компенсацию пострадавшим от преступлений против человечности. Эти призывы были категорически отвергнуты.

Все это подводит нас к очень простому выводу – западные страны готовы пафосно рассуждать на темы выполнения предписаний Международного Суда ООН, борьбы с безнаказанностью и компенсаций для жертв насилия ровно до тех пор, пока дело не касается их самих.

Г-н Председатель,

Скажу несколько слов и о постановлении Международного Суда ООН от 16 марта о временных мерах. Оно вынесено на основе искового требования Украины не страдать от применения силы ввиду ложных обвинений в нарушении положений Конвенции. 

Не могли не обратить внимания на сходство с делом 1999 года. Югославия со ссылкой на Конвенцию о геноциде тоже пыталась добиться временных мер. 

Югославии Международный Суд тогда полностью отказал, поскольку ей противостояла НАТО.

По временным мерам для Украины позиция – диаметрально противоположная. При этом за детализированной юридической аргументацией начинает проглядывать простой тезис: под сильным политическим давлением Суд может принимать непоследовательные решения. Это чувствуют на Западе. И вот уже 20 мая 41 западное государство и ЕС при поддержке Маршалловых островов и Микронезии направили в Суд т.н. Совместное заявление – беспрецедентная попытка повлиять на позицию Суда в пользу Украины.

В любом случае предписание «приостановить военные операции» вынесено Судом исключительно в контексте иска по Конвенции о геноциде. Оно не распространяется и не может распространяться на реально заявленные цели, задачи и основания проведения СВО.

В этой связи хотели бы напомнить, что наша СВО начата на основании Статьи 51 Устава ООН. Соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном данной статьей, было нами направлено в Совет Безопасности письмом от 24 февраля. Вопрос упразднения отдельных положений Устава ООН, включая его статью 51, либо лишение государства-члена права на реализацию его неотъемлемых прав на коллективную или индивидуальную самооборону, насколько нам известно, Международным Судом не рассматривался.

Г-н Председатель,

Сейчас практически ежедневно озвучиваются инициативы по созданию все новых следственных механизмов и квази-трибуналов. 

Самое интересное, однако, то, как именно планируется «штамповать» трибуналы по России. Делать это предлагается на основе договора между заинтересованными странами. Только вдумайтесь: группа стран всерьез обсуждает возможность совместно засудить какое-то третье государство. Механизмы международной уголовной юстиции, конечно, далеко не идеальны, но при их учреждении создавалась хотя бы видимость беспристрастности и географического баланса. Теперь же маски сброшены окончательно – коллективный Запад счел себя вправе вершить правосудие единолично.

Г-н Председатель,

Наводняя Украину оружием, якобы для укрепления ее потенциала и возможностей для отпора России, Запад совершает очередное военное преступление. Ведь украинские каратели с его помощью продолжают обстрелы мирных кварталов Донбасса, как они делали это все 8 лет, убивая женщин, стариков и детей. Вот, например, США поставили на Украину британские дальнобойные гаубицы М-777. А накануне международного дня защиты детей от снарядов из этого орудия погибли 5 человек в донецкой Макеевке, включая 5-летнюю девочку Миру. США также объявили о планах поставить Украине системы залпового огня. Это приведет лишь к дальнейшей эскалации конфликта, о желании завершить который как можно скорее лицемерно заявляет Вашингтон. Об этом стоило бы знать и МУС, если, конечно, данную структуру в принципе интересуют вопросы правосудия. 

«Послужной список» преступлений наиболее активных радетелей международного правосудия длинный. Сегодня мы затронули ничтожно малую его часть – на полный никакого выступления не хватит. Коллективному Западу порекомендую одно: хотите осудить агрессию – начните с себя. Покажите миру пример осуждения своих военных авантюр и незаконных экономических рестрикций, кровавых колониальных и неоколониальных войн, геноцида и ограбления коренных народов. Начните выплату пострадавшим странам и народам компенсации. Такой шаг действительно мог бы приблизить наступление более справедливого миропорядка, в котором уже не было бы места чьей-либо самопровозглашенной «исключительности».

Благодарю Вас.