Финансирование
Финансирование
Все расходы Организации Объединенных Наций покрываются в рамках ее бюджетов за счет обязательных и добровольных взносов государств-членов. В соответствии со статьей 17 (пункты 1-2) Устава ООН Генеральная Ассамблея (ГА) рассматривает и утверждает бюджет Организации Объединенных Наций, а государства члены ООН несут расходы в соответствии с распределением, установленным ГА.
До рассмотрения Генеральной Ассамблеей бюджет ООН подлежит рассмотрению в Пятом комитете ГА ООН, который является «надлежащим главным комитетом Генеральной Ассамблеи, на который возложена ответственность за рассмотрение административных и бюджетных вопросов» (резолюция ГА ООН 49/233A). Членами комитета являются представители всех государств-членов ООН, в том числе и России. Рассмотрение вопросов в Пятом комитете, осуществляется на основе рекомендаций Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам ООН (ККАБВ), состоящего из 16 экспертов в области управления и бюджетирования. В состав ККАБВ входит один представитель Российской Федерации.
Более подробно ознакомиться с деятельностью Пятого комитета можно на его Интернет странице по адресу http://www.un.org/ru/ga/fifth.
В настоящее время государства-члены ООН уплачивают взносы в следующие бюджеты ООН: регулярный бюджет ООН, бюджет Международного трибунала по бывшей Югославии, Международного трибунала по Руанде и Остаточного механизма, а также бюджеты ОПМ ООН.
Подробнее о финансировании ООН:
- Бюджеты операций ООН по поддержанию мира
- Бюджеты международных трибуналов ООН по бывшей Югославии и Руанде
- Генеральный план капитального ремонта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке
Государства-члены ООН уплачивают взносы в регулярный бюджет Организации в соответствии со шкалой взносов, которая утверждается Генеральной Ассамблеей ООН согласно рекомендациям Комитета по взносам ГА ООН (одним из членов данного комитета является гражданин России). В соответствии с действующей шкалой взносов (2010-2012 гг.) в регулярный бюджет основными плательщиками являются следующие страны:
№ п/п |
Государство-член ООН
|
Ставка взноса |
№ п/п |
Государство-член ООН
|
Ставка взноса |
№ п/п |
Государство-член ООН
|
Ставка взноса |
1 |
США - |
22 % |
6 |
Италия |
4,9 % |
11 |
Республика Корея |
2,2 % |
2 |
Япония |
12,5 % |
7 |
Канада |
3,2 % |
12 |
Австралия |
1,8 % |
3 |
Германия |
8 % |
8 |
Китай |
3,18 % |
13 |
Нидерланды |
1,8 % |
4 |
Великобритания |
6,6 % |
9 |
Испания |
3,17 % |
14 |
Россия |
1,6 % |
5 |
Франция |
6,1 % |
10 |
Мексика |
2,3 % |
15 |
Бразилия |
1,6 % |
|
|
|
|
|
|
16 |
Швейцария |
1,13 % |
Расчет шкалы взносов основан на принципе платежеспособности, что означает, что при расчете учитываются макроэкономические показатели страны за последние годы (валовой национальный доход), которые корректируются, если это необходимо, в зависимости от колебаний курса национальной валюты, уровня валового национального дохода на душу населения, а также других показателей. Максимальная ставка взноса в регулярный бюджет установлена на уровне 22%, минимальная ставка составляет 0,001%.
Последняя 72-я сессия
Комитета по взносам ГА ООН прошла с 4 по
29 июня 2012 г. в Нью-Йорке. Основным пунктом повестки было рассмотрение
рекомендаций по шкале взносов в регулярный бюджет ООН на период 2013-2015 гг. В
соответствии с представленными расчетами ставка взноса России в регулярный
бюджет ООН на этот период вырастет на 52,2% с 1,602% до 2,438%. Окончательное
решение по шкале взносов будет приниматься ГА ООН в конце декабря 2012 г. Более
подробно ознакомиться с докладом Комитета по взносам, подготовленным по
результатам 72-й сессии, можно по адресу:
http://www.un.org/en/ga/contributions/sessions.shtml.
Шкала взносов в бюджеты ОПМ ООН несколько отличается от шкалы взносов в регулярный бюджет. Все плательщики разделены на три группы. В первую входят постоянные члены Совета Безопасности ООН, в том числе и Россия, чей взнос в бюджеты ОПМ увеличивается приблизительно на четверть. Во вторую группу входят в основном развитые страны, их взнос равняется взносу в регулярный бюджет. К третьей группе (которая в свою очередь подразделяется на ряд подгрупп) относятся развивающиеся и наименее развитые страны, которые получают скидки различной величины, что соответственно сокращает их взнос в ОПМ до уровня ниже ставки взноса в регулярный бюджет. Проценты, образующиеся от этой скидки, распределяются между постоянными членами СБ ООН, в том числе и России. В результате ставки взносов постоянных членов Совета Безопасности ООН на период 2010-2012 гг. составили:
№ п/п |
Наименование государства постоянного члена СБ ООН |
Ставка взноса в регулярный бюджет |
Ставка взноса в бюджеты операций ООН по поддержанию мира |
1 |
США |
22 % |
27,1415 % |
2 |
Великобритания |
6,604 % |
8,1474 % |
3 |
Франция |
6,123 % |
7,5540 % |
4 |
Китай |
3,189 % |
3,9343 % |
5 |
Россия |
1,602 % |
1,9764 % |
Регулярный бюджет ООН составляется на два года. Текущий бюджет ООН на период 2012-2013 гг. утвержден в объеме 5,15 млрд. долл. США, что на 4% меньше бюджета за прошлый период (2010-2011 гг.).
Средства из регулярного бюджета ООН расходуются на содержание и программную деятельность департаментов Штаб-квартиры Секретариата ООН в Нью-Йорке, отделений ООН в Вене, Женеве, Найроби, Бангкоке, а также региональных экономических комиссий ООН и специальных политических миссий ООН (СПМ). С перечнем СПМ ООН и более подробной информацией о них можно ознакомиться по адресу: http://www.un.org/russian/peace/missions/.
Бюджеты операций ООН по поддержанию мира
В настоящее время развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира (ОПМ). Каждая отдельная ОПМ финансируется в рамках своего ежегодного бюджета, причем финансовый год ОПМ не соответствует календарному и длится с 1 июля до 31 июня следующего года. Совокупный утвержденный бюджет всех ОПМ на период с 1 июля 2012 г. по 31 июня 2013 г. составляет 7 326,7 млн. долл. США, что на 6,6% меньше совокупного бюджета за предыдущий финансовый год.
С полным списком действующих операций ООН по поддержанию мира, а также с различными аспектами их деятельности можно ознакомиться по адресу: http://www.un.org/ru/peacekeeping/.
Бюджеты международных трибуналов ООН по бывшей Югославии и Руанде
Бюджеты международных трибуналов, как и регулярный бюджет, утверждаются на два года. Бюджеты обоих трибуналов на период 2012-2013 гг. утверждены на общую сумму в 418,7 млн. долл. США (166,5 млн. долл. США для Международного трибунала по Руанде и 252,2 млн. долл. США для Международного трибунала по бывшей Югославии). Взносы государств-членов в бюджеты трибуналов уплачиваются из расчета, что половина взноса рассчитывается по ставке шкалы регулярного бюджета, а вторая - по ставке взносов в бюджеты ОПМ ООН.
С 2012 г. международные трибуналы, ввиду приближающегося завершения их мандатов, начали постепенно сворачивать свою деятельность. Предусматривается, что их задачи перейдут к Остаточному механизму, в обязанности которого будет входить архив и часть дел, которые не были закрыты. Начальный бюджет Остаточного механизма на период 2012-2013 гг. (пока речь идет преимущественно лишь о решении организационных вопросов начала работы нового органа) утвержден в размере 51,2 млн. долл. США.
Генеральный план капитального ремонта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке
Для реализации плана реконструкции штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке был учрежден специализированный фонд, куда государства члена в период с 2007 по 2011 гг. уплачивали взносы в соответствии со шкалой взносов в регулярный бюджет, действовавшей в 2007 г. Окончательная общая смета расходов на капитальный ремонт штаб-квартиры ООН по предварительным оценкам может составить порядка 2 млрд. долл. США. Реконструкция штаб-квартиры ООН должна завершиться в 2014 году.