Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление МИД России в связи с голосованием в Совете Безопасности ООН по резолюции о продлении мандата СМР

24 октября в СБ ООН состоялось голосование по представленному США проекту резолюции, предусматривавшему поспешное продление мандата Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии (СМР) еще до выхода доклада этой структуры по итогам ее деятельности за минувший год.

Россия проголосовала против по причинам, которые мы неоднократно излагали как публично, так и в рабочих контактах с другими членами СБ ООН. Основная из них в том, что нельзя бездумно принимать такие важные решения, даже не оценив состояние дел с выполнением СМР его задач. Без такой оценки невозможно, в частности, определиться в отношении целесообразности продления мандата Механизма в неизменном виде или необходимости его обновления и корректировки, как это допускается предыдущей резолюцией СБ 2319 по данному вопросу.

Американцы пошли на преждевременное голосование вопреки элементарной логике и давно сложившемуся алгоритму действий СБ, явно руководствуясь собственными соображениями, далекими от целей создания СМР. Это стало уже их «фирменным знаком» - идти напролом, грубо и беспардонно навязывая свою позицию, не утруждая себя сколько-нибудь внятной аргументацией. Мы отчетливо это видим на примере того, как американскому обществу навязывается мнение о будто бы вмешательстве России во внутренние дела США. Те же приемы используются и на международной арене, включая голословные обвинения Дамаска в преступлениях, а Москвы - в их якобы покрывательстве. Врут не краснея. Буквально «взяли за горло» и СМР, и ОЗХО, да и Совет Безопасности ООН. Действуют непримиримо, не считаясь не только с международным правом и дипломатическими устоями, но и со здравым смыслом.

Такая линия наносит прямой ущерб основам многосторонней дипломатии, выхолащивает и «калибрует» под американские интересы работу международных структур, включая Совместный механизм ОЗХО-ООН по расследованию.

Наша позиция предельно ясна и последовательна: ответственные за применение химического оружия должны быть установлены и понести заслуженное наказание. Мы стояли у истоков создания СМР, рассчитывали, что его деятельность сможет пролить свет на совершаемые в Сирии химпреступления. В 2016 году дважды соглашались на продление функционирования этой структуры с расширением географии её деятельности на сопредельные с Сирией территории и приданием её мандату антитеррористической направленности. И теперь вправе спросить, что же реально сделано для выполнения этих решений? Насколько качественно ведутся расследования? В какой мере эта работа соответствует высоким стандартам Конвенции о запрещении химического оружия? Нет ли необходимости что-то подправить в интересах повышения эффективности Механизма? Вместо этого нам предлагают продлить мандат, что называется, «не глядя». Видимо боятся, что вдумчивый анализ приведет к нежелательным для Вашингтона выводам.

Россия всегда выступала за то, чтобы выстраивать работу Совместного механизма системно и планомерно. В ближайшее время ожидается выход доклада СМР. Мы его самым тщательным образом изучим, а затем предложим схему дальнейших шагов.