Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя В.К.Сафронкова на заседании высокого уровня ГА ООН по случаю Международного дня борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия

Уважаемый г-н Председатель,

Россия привержена перспективной цели построения мира, свободного от ядерного оружия. Неоднократно подтверждали это, в том числе и на самом высоком уровне.

Наша страна на протяжении последних тридцати лет не на словах, а на деле самым активным образом участвует в процессе ядерного разоружения. За это время гонка ядерных вооружений была не только остановлена, но и обращена вспять.

По итогам целого ряда наших переговоров с США был согласован комплекс эффективных мер сокращения и ограничения ядерных вооружений в рамках двусторонних соглашений между Россией и США. В результате их выполнения достигнут реальный прогресс на пути к безъядерному миру.

Помимо тех шагов, которые были осуществлены нами во исполнение двусторонних договоренностей с США, Российская Федерация предприняла в одностороннем порядке целый ряд других важных мер. В частности, в четыре раза сократила количество нестратегических ядерных вооружений. При этом все нестратегическое ядерное оружие России переведено в категорию неразвернутого. Оно находится исключительно в пределах национальной территории и сосредоточено на централизованных базах хранения, где обеспечивается строжайший режим безопасности. Как мы уже не раз отмечали, это была крупнейшая в мировой истории мера "деалертинга".

Другим шагом в этой сфере стало национальное решение о ненацеленности российских ядерных вооружений, которые имеют т.н. "нулевое полетное задание". Были значительно понижены роль и место ядерного оружия в российской Военной доктрине.

Предпринятые нами шаги вплотную подвели к рубежу, когда требуется подключение к этим усилиям всех без исключения государств, обладающих военным ядерным потенциалом.

Уважаемый г-н Председатель,

В адрес ядерных держав звучат упреки в том, что они воздержались от участия в переговорах о запрещении ядерного оружия. На самом деле для этого были весьма веские основания. Мы с уважением относимся к взглядам тех, кто выступает за скорейший отказ от ядерного оружия. Нас объединяет общая забота об укреплении международной безопасности и стабильности. Вопрос, однако, состоит в том, как выстраивать пути продвижения к этой цели, как и когда вводить запрет на ядерное оружие.

Разработка юридически обязывающего инструмента на этот счет могла бы потребоваться на заключительном этапе многостороннего процесса ядерного разоружения, чтобы гарантировать его необратимость. Сейчас же эта мера явно преждевременна.

Обращаем внимание, что в преамбуле и Статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) четко зафиксировано, что полная ликвидация ядерных арсеналов должна состояться в соответствии с Договором о всеобщем и полном разоружении. Эти положения в последние десятилетия оказались почему-то практически забытыми, хотя для всех государств-участников ДНЯО они носят характер международно-правовых обязательств.

На этом фоне считаем ошибкой разработку Договора о запрещении ядерного оружия. Документ разрабатывался поспешно и вразрез с договоренностями, достигнутыми в рамках ДНЯО. Считаем, что положения нового Договора создают существенные риски для сложившейся системы ядерного нераспространения и провоцируют рост отчужденности между членами международного сообщества.

Для нас также оказались неприемлемыми концептуальные рамки переговорного процесса, которые по сути игнорировали стратегический контекст: ликвидация ядерных вооружений рассматривалась в изоляции от существующих реалий. Российскому участию в переговорах воспрепятствовало и то, что принятие решений на них осуществлялось путем голосования, тогда как договариваться по столь серьезным вопросам можно только на основе консенсуса, с учетом мнения и интересов государств и других стран, считающих подобные радикальные шаги преждевременными. Мнение этих многочисленных государств было, по сути, проигнорировано.

В принципиальном плане мы не против разработки юридически обязывающего инструмента, запрещающего ядерное оружие, но такой документ мог бы потребоваться на заключительном этапе многостороннего процесса ядерного разоружения, чтобы гарантировать его необратимость. Сейчас же международному сообществу необходимо сосредоточиться на формировании благоприятной атмосферы для достижения дальнейшего продвижения по пути к ядерному разоружению.

Для этого требуются целенаправленные и комплексные усилия по укреплению международной стабильности на основе принципа равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств, о чем прямо говорится в документах, выработанных и принятых консенсусом в рамках процесса рассмотрения ДНЯО. Российская делегация полностью привержена такому подходу. Убеждены, что он в полной мере сохраняет свою актуальность.

Соблюдение данных принципов показало свою эффективность при выработке СВПД, являющегося символом триумфа многосторонней дипломатии, подтвердившим возможность урегулирования самых сложных проблем путем переговоров при наличии на то политической воли.

Разработанные в рамках Плана механизмы обмена информацией, верификации и контроля позволяют поступательно двигаться по пути получения расширенного заключения МАГАТЭ о мирном характере иранской ядерной программы. По результатам регулярных проверок агентство стабильно подтверждает полное выполнение Ираном своих обязательств.

К сожалению, в последнее время наблюдаем безответственные односторонние попытки торпедировать эту прорывную коллективную договоренность. Надеемся, что разум все-таки возобладает, и Плану дадут возможность заработать в полную силу, раскрыв заложенный в нем уникальный потенциал. Залогом этого является добросовестное выполнение всеми государствами-участниками СВПД добровольно взятых на себя обязательств.

Аналогичные и даже еще большие по интенсивности дипломатические усилия требуются сейчас применительно к Корейскому полуострову. Причем начинать нужно, не теряя времени, не дожидаясь, когда логика конфронтации окончательно возьмет верх. Убеждены, что причиной напряженности на полуострове являются не только ракетно­ядерные программы Пхеньяна и осуществляемая под их предлогом военная гиперактивность в регионе, но также и отсутствие механизмов, обеспечивающих единую и неделимую безопасность для всех стран Северо­Восточной Азии. Очевидно, что без таких механизмов политико-дипломатическое урегулирование проблем Корейского полуострова будет невозможно. В этой связи обращаем внимание на совместные российско-китайские инициативы, которые остаются единственным рабочим планом действий.

Благодарю за внимание.