Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на открытом заседании Совета Безопасности ООН по тематике его рабочих методов

Г-н Председатель,

Хотел бы в начале поприветствовать нашего нового коллегу Постоянного предстваителя Китайской Народной Республики Ма Чжаосюя. Поздравляем Вас с назначением и желаем успехов в Вашей деятельности.

Хотим также отметить интересный и во многом верный доклад г-на И.Мартина.

Признательны делегации Кувейта за организацию сегодняшнего заседания. Вот уже который год Совет Безопасности обсуждает вопрос о своих рабочих методах в открытом формате с участием широкого круга государств-членов ООН. Периодическая «инвентаризация» их арсенала помогает выявлять отдельные направления, где имеются резервы для совершенствования существующих рабочих практик Совета.

Отмечаем обновление в прошлом году записки председателя СБ 507 под руководством делегации Японии, которая возглавляла Рабочую группу СБ по документации и процедурным вопросам. Данный документ имеет важное значение как компендиум рабочих практик СБ и служит серьезным подспорьем для постоянных и непостоянных членов.

Важно, что заседание проходит под председательством делегации, которая сейчас возглавляет указанную рабочую группу. Уверены, что сегодняшнее мероприятие поможет обогатить деятельность этой структуры новыми идеями. Разумеется, при том понимании, что, согласно статье 30 Устава ООН, любые шаги по совершенствованию рабочих методов могут осуществляться только Советом Безопасности.

Проблематика рабочих методов Совета носит весьма чувствительный характер. Целью преобразований на данном направлении должно быть повышение эффективности и оперативности в выполнении СБ задач по поддержанию международного мира и безопасности. Увлечение популизмом, в том числе в контексте бесконечного «наращивания уровня транспарентности» работы СБ, не всегда помогает делу. Прозрачность важна для широкого ознакомления членов ООН и мировой общественности с работой Совета, но не должна становиться препятствием для откровенных и субстантивных дискуссий членов СБ.

Весьма сдержанно относимся к рассмотрению в Совете тематических сюжетов, особенно тех, которые по Уставу входят в компетенцию Генассамблеи, ЭКОСОС и других органов всемирной организации. Это нарушает устоявшееся «разделение труда» и отвлекает СБ от выполнения первоочередных задач, по которым он может и должен принимать конкретные решения.

Выступаем за наращивание координации СБ с широким кругом государств-членов, а также с теми, кто может предоставить Совету важную для принятия решений информацию. Для этого в арсенале СБ есть соответствующие механизмы, включая неофициальные встречи по «формуле Арриа» и интерактивные диалоги. При этом считаем неприемлемым превращать такие встречи в пропагандистские шоу. Призываем использовать упомянутые форматы сугубо для повышения осведомленности членов СБ по вопросам на повестке дня Совета.

Приветствуем тот факт, что кувейтское председательство обратилось к государствам-членам за предложениями по дальнейшей модернизации и демократизации работы СБ. Полагаем, что следует более пристально присмотреться к распределению обязанностей по неформальному курированию в нем тех или иных досье. «Пенхолдерство» – это дополнительная ответственность. При реализации этой функции следует действовать беспристрастно и уважительно, постоянно держать «руку на пульсе» событий в курируемых странах. Бездеятельность некоторых «пенхолдеров» часто приводит к серьезной деградации обстановки и появлению «забытых кризисов». Необходимо расширять круг «пенхолдеров», прежде всего за счет непостоянных членов. Предлагаем плотно заняться этим вопросом в рамках соответствующей рабочей группы.

Требует совершенствования методология согласования резолюций СБ. Недопустимы ситуации последнего времени, когда работа подчас велась в режиме искусственного цейтнота и давления, не позволяющего провести комплексное изучение документов. В итоге мы получаем «сырые» документы, которые не учитывают озабоченности всех членов СБ, которые должны быть участниками согласования на всех этапах подготовки проектов решений и резолюций.

Другой предмет озабоченности, требующий рассмотрения в рабочей группе, – попытки произвольной интерпретации форматов рассмотрения региональных ситуаций. Здесь нужно руководствоваться не национальными предпочтениями (часто, по факту, фобиями), а реальным положением дел в «горячих точках».

Как мы уже отметили, совершенствование рабочих методов СБ должно осуществляться на постоянной основе. Однако действительно эффективной эта работа будет только тогда, когда члены СБ откажутся от продвижения политизированных подходов и сделают выбор в пользу согласованной работы при взаимном уважении озабоченностей и приоритетов.

Тема права вето не относится к рубрике рабочих методов, а является «краеугольным камнем» всей архитектуры СБ. Право вето – не привилегия, а инструмент, залог и гарантия достижения сбалансированных решений в Совете Безопасности. Только такие решения имеют высокие шансы быть выполненными максимально эффективно.

Благодарю за внимание.